США призвали покончить с «устоявшейся атмосферой безнаказанности за внесудебные убийства» в России, в том числе за убийства журналистов.
Представитель Госдепартамента Хизер Нойерт в понедельник выпустила заявление по случаю восьмой годовщины убийства правозащитника и журналиста Натальи Эстемировой и тринадцатой годовщины убийства американского журналиста и редактора Пола Хлебникова. Оба журналиста были убиты в России.
Эстемирова, которая стала известной благодаря ее публикациям и правозащитной деятельности на Северном Кавказе, была похищена в Чечне и найдена мертвой в Ингушетии 15 июля 2009 года.
Мужественные усилия Хлебникова по выявлению коррупции и взяточничества в органах власти прекратились, когда он был убит 9 июля 2004 года.
Нойерт отметила, что в обоих случаях ни убийцы, ни заказчики преступлений не были привлечены к ответственности.
«Соединенные Штаты вновь призывают покончить с устоявшейся атмосферой безнаказанности за внесудебные казни, в том числе за убийства журналистов – как на Северном Кавказе, так и в других регионах России», – заявила Нойерт.
«Мы высоко ценим усилия смелых журналистов и правозащитников, выявляющих факты коррупции и нарушений прав человека, и призываем российское правительство защищать всех своих граждан в соответствии с международным законодательством», – отметила она.
Комментарий экспертов
Российские эксперты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки», выразили сомнение, что цепочка нераскрытых политических убийств в стране в обозримом будущем прервется.
Член правления общества «Мемориал», лауреат премии «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова Олег Орлов считает, что, затрагивая эту тему, нельзя ограничиться только воспоминаниями о Наталье Эстемировой, с которой он лично был знаком, и Поле Хлебникове.
«Мы видим, что заказчики и основные организаторы убийств Анны Политковской и Бориса Немцова также не найдены, а следы этих преступлений тянутся в Чечню», – констатировал правозащитник.
Как ему представляется, российская власть, обладая мощным репрессивным аппаратом, не случайно проявляет себя в данных случаях беспомощной: «…Выдавая себя за сильную и мощную власть, она на самом деле слабая. Она не способна и даже не желает навести настоящий правовой порядок в стране. А все громкие слова о выстраивании вертикали власти, диктатуре закона не имеют под собой никакого основания».
Как только власть сталкивается с другим репрессивным аппаратом, который сама же создала и отдала в руки Рамзана Кадырова, она пасует и оказывается неспособной противостоять чеченским силовикам, утверждает Олег Орлов.
«Кремль сознательно строит государство на имперской основе, когда часть империи отдается, по сути дела, на откуп тому или другому наместнику, который может творить на местах все, что хочет взамен на лояльность и преданность, – добавил он. – Ведь главная задача Путина не построить правовое и справедливое государство, а удержать любой ценой власть и сохранить статус-кво».
Олег Орлов согласен, что Владимир Путин несет определенные имиджевые потери в глазах мировой общественности из-за того, что громкие преступления остаются не расследованными, но на фоне аннексии Крыма и войны в Украине ему это безразлично: «…Дело усугубляется тем, что в России отсутствуют сдержки и противовесы, которые имеются в нормальном демократическом государстве. У нас есть только противовесы силовиков. Одни силовики противостоят другим, а всем им вместе противостоят лично преданные Путину чеченские силовики. Такой вот своеобразный баланс».
Правозащитник выразил опасение, что после неизбежного ухода из власти Владимира Путина это создаст чрезвычайно опасную ситуацию для страны в целом.
В свою очередь, заведующий кафедрой журналистики Института Массмедиа РГГУ, профессор Николай Сванидзе полагает, что власть проявляет себя несостоятельной потому, что не ставит перед собой задачу раскрыть перечисленные громкие убийства со всей исчерпывающей полнотой.
«Да, репрессивный аппарат у государства достаточно мощный, – говорит он в комментарии «Голосу Америки». – Но что касается этих преступлений, то их следы ведут в Чечню. А мы прекрасно понимаем, что за границы Чеченской республики руки российского правосудия, как правило, не дотягиваются. Это показывает и дело об убийстве Бориса Немцова».
К сожалению, правосудие в России работает достаточно произвольно и выборочно, заметил профессор.
«Поэтому здесь ничего нового нет, – продолжил он. – Любая же безнаказанность чревата совершением следующих преступлений и просто создает почву для них. Поэтому после Эстемировой и Хлебникова, были Политковская и Немцов. И, увы, нет никаких оснований полагать, что цепочка на этом прервется».
Профессия независимых журналистов и правозащитников за прошедшие с моменты резонансных убийств года стала в России еще более опасной, заключил Николай Сванидзе.