Тунис подвергается «сильнейшему давлению» со стороны террористов – в то время, как власти страны стремятся к проведению демократических реформ, отмечает замгоссекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда.
Это давление частично исходит из соседней Сирии, где атаки боевиков, связанных с «Исламским государством», способствуют усилению нестабильности в регионе, рассказывает Малиновски, ранее в этом месяце посетивший Тунис.
По словам Малиновски, встретившегося с премьер-министром страны Хабибом Эссидом и представителями парламента, в Тунисе сделано много «правильных вещей», и в частности – проведены свободные выборы, и создано «пространство для гражданского общества».
При этом высокопоставленный сотрудник Госдепартамента считает, что проведенные в стране реформы оказались под угрозой: «В настоящий момент страна находится под сильнейшим давлением в связи с волной терактов, которые направлены непосредственно против Туниса, поскольку он предпринял эти креативные шаги в направлении демократии», – считает он.
Именно в Тунисе зародилась «арабская весна» – волна революций, прокатившаяся по Ближнему Востоку и Северной Африке в 2011 году. Именно страна свергла диктатора и трансформировалась в демократию.
При этом Тунис по-прежнему сталкивается с рядом внешних и внутренних вызовов.
В понедельник связанные с «Исламским государством» боевики в Ливии распространили видеозапись, запечатлевшую, по их словам, казнь гражданина Туниса в Бенгази.
По словам боевиков, этот человек был шпионом, работавшим в интересах международно признанного правительства Ливии.
В июне вооруженный мужчина застрелил 38 человек в тунисском курортном городе Сус.
По сообщениям тунисских властей, он проходил обучение у боевиков в Ливии.
«Тунису очень не повезло, в частности, в том, что он расположен рядом с Ливией», – подчеркивает Малиновски.
«У Туниса – очень длинная граница с Ливией, а с учетом ситуации в Ливии и того, что ИГИЛ укрепляет позиции в отдельных районах этой страны, а также того хаоса, который царит в стране и который мы пытаемся прекратить, создалась ситуация, в которой Тунис оказался под ударом», – поясняет представитель Госдепартамента.
Стремясь смягчить влияние нестабильности в соседней Ливии, Тунис в июле объявил о плане строительства 168-километровой стены вдоль границы с Ливией.
Премьер-министр Эссид пояснил, что это – одна из «многочисленных мер» по укреплению безопасности.
Плохо защищенная граница служит каналом проникновения террористов, отмечает аналитик Атлантического Совета по Северной Африке Карим Мезран.
«Террористы могут проходить обучение в Ливии, нелегально перевозить оружие между Ливией и Сирией. Граница по сути открыта», – поясняет эксперт.
Мезран подчеркивает, что не верит в эффективность стен. Вместо этого, по его мнению, следовало бы инвестировать больше средств в Ливию, чтобы помочь ей справиться с нестабильностью, что оказалось бы более выгодным вложением в долгосрочной перспективе.
Аналитик из Института Вашингтона Сара Фейер констатирует, однако, что некоторые проблемы Туниса носят сугубо внутренний характер.
«Тунис может строить сколько угодно стен, но в какой-то момент ему придется занятьсяугрозами, которые зарождаются внутри его границ», – подчеркивает она.
Предполагается, что тысячи боевиков «Исламского государства» в Ираке и Сирии прибыли из Туниса.
По словам Фейер, лучшее, что могут сделать США в этой ситуации, – это по-прежнему поддерживать политические реформы в Тунисе.
«Тунис стремится и в дальнейшем идти по нелегкому пути к демократии, и проблема в том, что это гораздо труднее, если есть реальные угрозы безопасности», – отмечает эксперт.
По словам Малиновски, США усиливают помощь Тунису, чтобы помочь правительству ужесточить контроль над въездом м выездом из страны, а также улучшить работу разведкслужб.
Кроме того, США помогают Тунису в подготовке полицейских кадров, напомнил высокопоставленный сотрудник Госдепартамента.