Линки доступности

Санкции США могут покончить с «Группой ГАЗ»


Олег Дерипаска
Олег Дерипаска

Олег Дерипаска сообщил, что иностранные партнеры прекращают контакты с российской автомобильной компанией, попавшей под санкции США

Германский автостроительный концерн Daimler и некоторые другие компании прекратили контакты с попавшей под санкции «Группой ГАЗ», контролируемой российским бизнесменом Олегом Дерипаской.

Об этом сообщил журналистам он сам, добавив, что готов отказаться от контроля над компанией.

Дерипаска и часть подконтрольного ему бизнеса попали под санкции США год назад, когда Вашингтон объявил о жестких мерах против некоторых крупных российских компаний и бизнесменов с целью наказать Москву за ее предполагаемое вмешательство в ход выборов в США и другие «злонамеренные действия».

Санкции против «Группы ГАЗ», крупнейшего российского производителя грузопассажирских автомобилей, пока не вступили в полную силу, благодаря продлению лицензий, выпущенных Вашингтоном, но они отражаются на работе компании, сообщил Дерипаска.

«Сейчас трудное время», – сказал он журналистам во вторник, когда приехал на завод ГАЗ в Нижнем Новгороде.

По его словам, 4 июля может «буквально» стать последним днем работы завода.

Если завод не сможет вернуться к нормальной работе после этой даты, то шансов на выживание у него нет, добавил он.

Именно в этот день истекает срок продленных лицензий, и санкции вступят в полную силу.

Дерипаска сообщил, что многие поставщики и партнеры прекратили работать с ГАЗом, опасаясь вторичных санкций. Огромное давление на компанию также оказывают банки, отметил он.

Одним из конкурентов ГАЗа является совместное предприятие компании Ford и ее российского партнера компании «Соллерс». ГАЗ в основном продает свои автомобили в России и странах бывшего СССР, что снижает зависимость компании от расчетов в долларах.

Тем не менее ГАЗ заключил контракты с западными партнерами и зависит от поставок иностранных комплектующих. Контракты с ГАЗом заключили Daimler, Volkswagen и американская компания Cummins.

Volkswagen, Daimler и Cummins не ответили на просьбу Reuters о комментарии.

Компания также уступает долю на рынке таким конкурентам, как Toyota и Ford, добавил Дерипаска.

ГАЗ не раскрыл информацию о продажах в 2018 году. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легких коммерческих автомобилей (фургонов и микроавтобусов) в 2018 году выросли на 4 процента и составили 60677 штук.

Министерство финансов США сообщило в марте о продлении на четыре месяца, до 6 июля, срока, в течение которого инвесторы должны избавиться от активов в ГАЗ. Это дало Дерипаске дополнительное время на то, чтобы снизить свою долю в компании, что дает ей шансы на исключение из санкционного списка США.

В январе Вашингтон снял санкции с главных активов Дерипаски – алюминиевой компании «Русал» и ее материнской компании En+. Отвечая на вопрос, готов ли он отказаться от контроля над «Группой ГАЗ», Дерипаска сказал: «Да, так же как это было сделано с En+».

Но поскольку ГАЗ не имеет такого веса на мировых рынках, как «Русал» и En+, переговоры о соглашении идут более медленно и сложно, сообщили Reuters источники, близкие к ГАЗ.

Комментарий экспертов

Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» российские эксперты оценили положение автомобильной группы ГАЗ как очень серьезное.
При этом экономический обозреватель Семен Новопрудский указал, что публичные заявления в подобных случаях обычно не делаются собственниками, если они не находятся в состоянии аффекта. Однако, по его словам, достаточно паническое заявление Дерипаски имеет под собой веские основания. Вместе с тем, он затруднился сказать, какие сценарии развития событий сейчас возобладают.

«Видимо, теперь, с одной стороны, возможны какие-то переговоры с иностранными партнерами по поводу того, что они возвращаются в бизнес в обмен на то, что Дерипаска теряет контрольный пакет акций, – предположил журналист. – То есть произойдет смена собственности. Другое дело, согласятся ли партнеры на такой декоративный вариант. Ведь Дерипаска, как и всякий крупный российский собственник, является скорее держателем собственности от имени государства, а оно в любой момент может провести национализацию».

В то же время, как кажется Семену Новопрудскому, более вероятный сценарий сводится к тому, что государство, взвесив все «за» и «против», так или иначе начнет спасать эту группу, «экстренно вливая туда денежные средства».

«Потому что ГАЗ – и впрямь важное предприятие, причем не только для автопрома, но и для социальной стабильности Поволжья и самого Нижнего Новгорода, одного из крупнейших городов страны. Понятно, что такого масштаба предприятие не может, не дай бог, оказаться на грани остановки или краха без серьезных последствий», – резюмировал обозреватель.

Как сообщил сам Олег Дерипаска агентству Bloomberg, в группе ГАЗ работают более 40 тыс. человек, а с учетом цепочки поставщиков — еще 360 тыс. сотрудников. По мнению бизнесмена, тысячи из них рискуют потерять работу, даже несмотря на потенциальную национализацию компании.

В свою очередь, как заметил в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» доцент экономического факультета МГУ, в прошлом помощник министра финансов РФ Олег Буклемишев, в России сейчас остро ощущается, что американские санкции действительно носят «токсичный характер».

«В силу этого иностранные партнеры, причем, не только из Европы и США, но и других стран, начинают опасаться вторичных санкций и, перестраховываясь, во-первых, проверяют каждого российского контрагента достаточно долго, а во-вторых, даже проверив, все равно стараются скорее воздержаться от сделки, чем поддерживать отношения. В этом смысле положение всех российских компаний, тем более близких к государству, как и конкретным персонам, действительно вызывает серьезную озабоченность» – считает экономист, и приходит к выводу, что это положение, по крайней мере, в ближайшее время, улучшаться не будет.

«Для того чтобы из этой ситуации выбраться, наверное, (Кремлю) нужно наметить движение в сторону смягчения санкций, – считает он. – Шаги, позволяющие вести речь о смягчении санкций, могут стать сигналом, что с российским компаниями все-таки можно иметь дело. До сих пор настроения и на рынке, и в более широкой среде свидетельствует о том, что люди больше склонны верить в ужесточение санкций».

Как представляется Олегу Буклемишеву, сегодня любая более или менее сложная производственная цепочка обязательно будет включать зарубежных контрагентов. Поэтому упование в России на импортозамещение ведет скорее к изоляции и автаркическому развитию экономики, «которое на самом деле развитием не является», обобщил он.

США ищут новый подход к санкционной политике

Тем временем в столице США сегодня продолжались дискуссии о том, что США должны разработать новый подход к санкционной политике. Как считают эксперты, на сегодняшний день санкционные меры США не всегда имеют четкие цели и зачастую недостаточно координируются с союзниками, что оказывает негативное влияние на партнеров.

Как отметила Кэролайн Вичини (Caroline Vicini), заместитель главы Миссии Европейского Союза в Вашингтоне, выступая в среду, 17 апреля, на посвященном этой теме мероприятии в вашингтонской штаб-квартире Атлантического совета, координация санкционной политики между США и Европейским союзом крайне необходима.

«Мы видели, к каким непредвиденным последствиям привели санкции в отношении Дерипаски, EN + и “Русала”. Это фактически угрожало уничтожить весь алюминиевый сектор в Европе, – отметила Кэролайн Вичини. – То, что семьдесят пять тысяч рабочих мест могли быть потеряны в Европе и весь сектор мог быть уничтожен, не стало предметом обсуждения в Конгрессе. Это была только внутренняя политика».

В комментарии корреспонденту Русской Службы «Голоса Америки», Дэвид Мортлок (David Mortlock), эксперт Атлантического совета, партнер в юридической фирме Willkie Farr & Gallagher и бывший директор по международным экономическим вопросам в Совете национальной безопасности США при президенте Бараке Обаме, отметил, что координация между США и европейскими союзниками все-таки ведется.

«Я думаю, что координация имела место и в администрации Обамы, и в нынешней администрации, – отметил Дэвид Мортлок. – Но очевидно, что между администрацией США сегодня и европейскими лидерами существует много противоречий. И, честно говоря, противоречия имеются и среди самих европейцев».

«Но координация, конечно, очень важна, – добавил эксперт Атлантического совета. – И я думаю, что на рабочем уровне, если мы говорим о выборе определенных объектов санкций как, например, Дерипаска и “Русал”, все еще существует достаточно элементов координации и, я надеюсь, это продолжится».

Также, как отмечают эксперты, неопределенность в том, когда и какие санкции могут быть введены в будущем, приводит к тому, что многие западные кампании опасаются работать с российским бизнесом.

Как ожидается, администрации Трампа еще предстоит наложить санкции на Россию в связи с отравлением бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Великобритании в марте прошлого года. В Конгрессе на рассмотрении находятся также еще несколько санкционных законопроектов в отношении России.

XS
SM
MD
LG