Линки доступности

Российско-американские отношения: итоги года


Сумеет ли администрация президента Трампа взглянуть на старые проблемы под новым углом зрения? – мнение экспертов

МОСКВА – Политические итоги уходящего года в контексте российско-американских отношений специально для Русской службы «Голоса Америки» подводят публицист Лилия Шевцова и директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулев.

Лилия Шевцова предположила, что история отношений Америкии России, пожалуй, еще не знала такого«разрушения ключевых блоков, которые предотвращают выход этих отношений в сейсмическое и чреватое рисками поле».

«Сегодня мы вынуждены констатировать, что система блокираторов конфликтогенности в этих отношенияхразрушена, – добавила она. – С американской стороны мы видим растерянность и непонимание, что делать с этой ситуацией. С российской стороны очевидно стремление использовать моментв целях достижения тактического преимущества, что, скорее всего, приведет к стратегическим потерям для России».

По мнению Лилии Шевцовой, Обама в преддверии своего ухода фактически провозгласил в отношении Москвы готовность к возмездию за вмешательство в американский избирательный процесс: «We can do stuff to you!» (что можно перевести как «Мы вам можем ответить тем же).

«Хотя, заметим, он так и не представил публичных доказательств этого вмешательства, уточнила она. – Однако уже очевидно, что его преемник Трамп не готов к возмездию. Правда, Трамп оказывается в ловушке: если «российский фактор», который, как утверждают американские силовые ведомства, действовал в его пользу – то, таким образом подрывается легитимность его президентства. Это еще тот подарок для нового американского лидера…»

По оценке Лилии Шевцовой, разрушение политических регуляторов в российско-американских отношениях усиливает беспомощность экспертного сообщества по обе стороны океана.

«Эта беспомощность, впрочем, объективно обусловлена и тем, что мировой порядок пошел вразнос, и непониманием возможных зигзагов обоих лидеров, работающих в формате непредсказуемости, – полагает она. – В результате эксперты повторяют привычные для них аксиомы, несмотря на то, что те уже продемонстрировали свою исчерпанность. Причем, любопытно единение российского-американского мейнстрима в поиске формулы отношений Америки и России на новом этапе. Эти отношения должны строиться на основе баланса интересов и сил, твердит мейнстрим. Как видим, ничего нового – все та же старая мантра, которую эксперты повторяли годами и которую пытались осуществлять Вашингтон и Москва».

Но тогда, как представляется Лилии Шевцовой, возникает вопрос: почему тогда «политика баланса» провалилась, и как можно осуществлять политику баланса в условиях асимметрии ресурсов Америки и России?

«Российская доля мирового ВВП едва достигает 2.1%, а российский военный бюджет составляет 87.8 млрд долларов, в то время, как американский военный бюджет достигает 600 млрд долларов – напомнила она. – Очевидно, что проблему асимметрии нужно решать, и единственным способом решения является признание Вашингтоном права Кремля на компенсацию за счет нетрадиционных политических средств, которыми Кремль овладел в совершенстве. Среди них шантаж и особыеинструменты «soft power”, эффективность которых, судя по всему, американцы почувствовали на себе в ходе недавней президентской кампании».

Словом, Россия должна компенсировать свою слабость устрашением и непредсказуемостью – а как иначе строить «баланс»? – резюмировала Лилия Шевцова.

По мнению директора Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрия Рогулева, события в российско-американских отношениях развивались по нисходящей.

«Но вот достигли ли они возможного дна, или нет – это, конечно, предмет для дискуссий, – заметил он. – Однако оба президента (Обама и Путин) признали, что опускаться ниже в наших отношениях уже некуда. Поэтому это, разумеется, главный печальный итог года. Как сказал президент Обама, против России было введено множество санкций. Так что даже рассмотрение новых возможных мер находится под вопросом, исходя из того, что можно разрушить остатки взаимоотношений между двумя государствами».

Позитивные итоги года американист усмотрел в том, что хотя бы в ограниченном объеме, но диалог между Москвой и Вашингтоном продолжается.

«Не всегда этот диалог приводил к необходимым результатам, – констатировал он. – Но попытки такие были, и это внушает надежду на то, что изменение атмосферы рано или поздно все-таки приведет к улучшению взаимоотношений между Российской Федерацией и США».

В то же время директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта думает, что приход к власти администрации Дональда Трампа в любом случае скажется позитивно на российско-американских отношениях.

«Причем, какой бы в результате эта команда ни оказалась, – продолжил он. – В отличие, скажем, от Хиллари Клинтон, которая не была новым игроком в российско-американских отношениях, здесь, конечно, ситуация будет иной. Мы знаем, исходя из истории, что каждый новый президент США предпринимал какие-то позитивные шаги на этом направлении. Так было на протяжении всего периода, начиная с 90-х годов».

Поэтому это внушает эксперту надежду на то, что новые люди постараются посмотреть на старые проблемы под новым углом зрения.

В свою очередь, Лилия Шевцова считает, с приходом к власти Дональда Трампа у мейнстрима появилась новая идея-надежда построить «транзакционные отношения» между Россией и США.

«Ведь Трамп пользуется репутацией хорошего торгаша, - утверждает она. - Да и Путин склонен к такому типу отношений: «ты мне -я тебе». Значит, все получится? Не будем спешить. Россия давно уже выложила на стол свои требования - не только новой Ялты, но и своего видения миропорядка, а также права по-своему понимать правила игры. Но что Россия может дать в ответ Трампу, у которого всегда были завышенные и ожидания, и самооценка, как «дил-мейкера»? И как решать ситуацию клинча, которая рано или поздно возникнет между двумялидерами, которые склонны к проецированию силы, как способу лидерства?»

Словом, вряд ли экспертное сообщество способно к формированию модели отношений между Америкой и Россией, которая бы исключила опасное противостояние между ними, ведь речь идет о враждебных друг другу системах, резюмировала Лилия Шевцова. Следовательно, делает она вывод: речь может идти о новом механизме «управления системной несовместимостью».

«Но сообщество, по крайней мере, может задуматься над тем, почему оно не смогло предвидеть коллапс этих отношений и почему предыдущие его догмы не работали. Вытаскивать их из комода сегодня - лучший способ гарантировать новые провалы», - подытожила публицист.

XS
SM
MD
LG