Линки доступности

Российская пропаганда: вездесущая, гибкая и циничная


Бенджамин Зифф
Бенджамин Зифф

Представители Госдепартамента и эксперты считают, что ответом на нее может стать развитие насыщенной и неподцензурной медийной среды

ВАШИНГТОН – Когда в одном из российских СМИ появилась отредактированная фотография, на которой был изображен посол США в Москве, якобы присутствовавший на оппозиционном митинге, американское посольство ответило серией коллажей, на которых дипломат находился в самых невероятных местах: на Луне, на хоккейном поле и других.

Смысл был в том, чтобы показать, что исходная «фотография» была пропагандой, заявил заместитель помощника госсекретаря США Бенджамин Зифф на слушаниях в одном из подкомитетов Сената во вторник. Идея сработала: по словам Зиффа, «этот твит был многократно ретвитнут в России».

В то же время дипломат предупредил сенаторов, что в большинстве случаев подобная контрпропаганда не представляется возможной: «Мы считаем, что такой подход в виде точечных ответов на каждую ложь и каждую ситуацию – контрпродуктивен, поскольку это пассивная стратегия, при которой вы всегда будете отставать».

Современная российская пропаганда больше не сдерживает себя. Наоборот, она присутствует всюду, принимая самые разные формы и заполняя медийное пространство до такой степени, что люди перестают различать, где правда, а где ложь.

По данным Зиффа, Россия «поддерживает изощренную пропагандистскую машину, которая обходится в 1,4 миллиарда долларов в год». Российская сторона утверждает, что она охватывает 600 миллионов человек в 130 странах.

«Она искусная, гибкая, адаптированная к географии аудитории», – заявил Леон Арон – научный сотрудник Института американского предпринимательства и член Совета управляющих по вопросам вещания, в ведении которого находится «Голос Америки».

«Абсолютная подделка»

Влияние российской дезинформации на западные демократии «представляется незначительным», сказал Арон. По его словам, это объясняется высокой конкуренцией СМИ, благодаря которой люди имеют доступ к широкому спектру фактов и их интерпретаций.

Однако ситуация становится «более мрачной», когда речь заходит о странах, которые раньше были частью Советского Союза, считает он. Здесь эффективность российской пропаганды значительно усиливается двумя факторами.

«Во-первых, это присутствие русских национальных меньшинств, некоторые из которых сохраняют давние обиды. А во-вторых, наличие гораздо меньшего числа альтернативных источников надежной информации», – пояснил он.

Здесь, сказал Арон, происходит «превращение информации в оружие», когда она провоцирует сильные негативные эмоции, которые ведут к ненависти или еще более худшим явлениям.

Арон и Зифф заявили подкомитету по делам Европы и сотрудничеству в области региональной безопасности, что для противодействия пропаганде необходимо усиливать потенциал местных сообществ, с тем, чтобы в них формировалась и развивалась насыщенная и неподцензурная медийная среда.

Чтобы проиллюстрировать это, Арон сослался на репортаж самого популярного российского телеканала, в котором напуганная женщина, представленная беженкой с территории, подконтрольной украинскому правительству, заявила, что видела, как украинские солдаты публично казнили жену и сына пророссийского сепаратиста.

Тогда было сказано, что «ребенка распяли на доске объявлений, а женщину привязали к танку и тащили, пока она не умерла».

«Абсолютная подделка», – сказал Арон, и она была выявлена сайтом stopfake.org, который поддерживается выпускниками и студентами Могилянской школы журналистики в Киеве. Студенты разыскали родственников этой женщины. Оказалось, что она дала это интервью за деньги, после того как ее муж присоединился к пророссийским сепаратистам, оставив ее без средств к существованию.

Правда перестала быть ценностью

«Если и есть одна ключевая тема, которая пронизывает мышление Кремля, то это цинизм», – заявил публицист Петр Померанцев из Института Легатум. Именно цинизм не делает различия между демократиями и авторитарными режимами, между правдой и ложью, считает он.

«Поэтому не имеет значения, когда Владимир Путин сначала говорит, что в Крыму нет российских солдат, а несколько недель спустя признает что да, они были. Потому что, фактически, они говорят, что понятие правды не имеет никакой ценности», – говорит он.

Померанцев считает, что в то время как мечтой эпохи социальных СМИ является объединение людей, невзирая на границы, Россия «стоит в авангарде превращения эпохи информации в эпоху дезинформации».

XS
SM
MD
LG