Линки доступности

Американские ветераны глазами российского тележурналиста


День Ветеранов, Нью-Йорк
День Ветеранов, Нью-Йорк

«Два мира – две судьбы». Этот штамп советского агитпропа сегодня оказывается актуальным с неожиданной стороны и с переменой знаков

Тот, кто подписывает контракт на службу в американской армии, уверен, что страна и люди о нем не забудут. Таков лейтмотив документального фильма о ветеранах армии США, снятого известным тележурналистом Андреем Радиным.

Первый просмотр ленты состоялся в резиденции генерального консула США в Санкт-Петербурге во вторник 13 марта.

Съемки проходили осенью 2011 года в США в рамках программы TV CoOp.
Перед началом показа Андрей Радин предупредил, что предлагаемый вниманию зрителей материал нужно расценивать скорее как большой спецрепортаж. Полнометражный фильм будет готов несколько позже. Тогда его создатели планируют предложить его одному из федеральных российских телеканалов, а затем выложить в Интернете.

Андрей Радин
Андрей Радин

Автор ленты заметил также, что он хотел показать российскому зрителю малоизвестную сторону жизни Соединенных Штатов. А именно – как «по ту сторону океана» заботятся о тех, кто воевал за интересы своей страны.

Генеральный консул США в Санкт-Петербурге Брюс Тернер заметил, что тема ветеранов очень актуальна для американцев. Только на памяти ныне живущих поколений – военные действия во Вьетнаме, две иракские вооруженные операции, война в Афганистане. Благодаря достижениям медицины удается спасти все больше жизней раненных солдат. О том, как заботятся об этих людях в Соединенных Штатах, и рассказывает фильм (или специальный репортаж) Андрея Радина под названием «Солдаты VA».

Делами бывших военнослужащих в Америке занимается ведомство под названием Министерство по делам ветеранов (Department of Veterans Affairs), сокращенно VA. Отсюда и название фильма.

«Белая зависть» воина-интернационалиста

В самом начале фильма звучит утверждение, что Америка не забудет заслуги даже тех, кто пробыл в армии всего один день и получил ущерб своему здоровью на тренировочной площадке. Демобилизованные военнослужащие с низким уровнем зарплаты могут лечиться бесплатно. Ветераны иракской и афганской кампаний пользуются бесплатными медицинскими бонусами в течение пяти лет.

Бывший депутат городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Гуляев принадлежит к тем, кого в позднесоветские годы называли «воинами-интернационалистами», а позже – «афганцами». Посмотрев фильм «Солдаты VA», он в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» признался, что испытывает «белую зависть» к своим заокеанским визави.

Сергей Гуляев
Сергей Гуляев

«Есть чему порадоваться за американских ветеранов, участвовавших в иракской и афганской войнах,» – говорит Сергей Гуляев и рассказывает, что 15 февраля – в очередную годовщину вывода советских войск из Афганистана – он встречался со своими боевыми товарищами.

«Мы с ребятами посидели, поговорили, конечно же, выпили по рюмочке. И выяснилось, что один инвалид-афганец не может нигде устроиться на работу, потому что у него бывают тяжелые приступы. Пенсия солдатская – семь тысяч рублей. За квартиру он платит пять тысяч. Жена где-то подрабатывала, сейчас уволилась. И человек подошел к самому краю. И я уже месяц одолеваю всех своих знакомых, чтобы хоть какую-то работу этому парню найти».

Сергей Гуляев добавляет, что такие фильмы, как «Солдаты VA», показывают пример не только государственной, но и общественной поддержки армейских ветеранов. «У нас этого нет, к сожалению», – разводит руками бывший воин-интернационалист.

«Задача гражданского общества – теребить власть»

В фильме Андрея Радина рассказывается и о волонтерском движении в США. В свое свободное время многие американцы совершенно бесплатно оказывают посильную помощь ветеранам. Кто-то записывает их воспоминания о войне, кто-то собирает пожертвования. В Америке есть и общественные организации, аналогичные российским комитетам солдатских матерей. В США это – Blue Stars («Голубые звезды»), чьи дети находится в действующей армии, и Gold Stars («Золотые звезды»), чьи дети уже никогда не вернутся домой.

Женщины отправляют в Ирак и в Афганистан посылки с продуктами, небольшими сувенирами и письмами от соседей или даже от совершенно незнакомых людей со словами поддержки и любви солдату, который несет службу далеко от дома.

Председатель общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова рассказывает, что о существовании «Голубых звезд» и «Золотых звезд» она узнала впервые.

Элла Полякова
Элла Полякова

«Но я хорошо знакома с примерами самоорганизации американского общества, – говорит она, – которое активно лоббирует интересы тех же ветеранских организаций. В 1995 году я по приглашению Конгресса с группой наших общественных организаций была в США. И я запомнила, как во время одной из встреч конгрессмен сказал нам: “Если телефон у меня на столе не звонит, значит, данной проблемы нет”».

«И поэтому задача гражданского общества – постоянно теребить власть, заставлять видеть проблемы и способствовать их решению. Все это я увидела в фильме об американских ветеранах», – отмечает Элла Полякова.

В некоторых интервью с ветеранами Вьетнамской войны прозвучала мысль, что в 1970-е годы американское общество без особого почтения относилось к солдатам, вернувшимся из Юго-Восточной Азии. В последние десятилетия ситуация заметно изменилась. Даже те, кто критично воспринимает внешнюю политику своих властей, отдают должное тем, кто отстаивает эту политику с оружием в руках.

«Шокирован простотой и гениальностью»

В фильме «Солдаты VA» показаны Арлингтонское кладбище и военные мемориалы ветеранам Корейской и Вьетнамской войны в Вашингтоне. Андрей Радин вспоминает, что эти мемориалы произвели на него большое впечатление.

«Я впервые увидел мемориал погибшим во Вьетнаме солдатам в 2002 году, – рассказывает он. – И был просто шокирован простотой и гениальностью этой идеи. Когда на абсолютно гладком граните высекаются фамилии всех погибших, и этот гранит – как зеркало, которое подогревается с другой стороны, и ты можешь подойти к этой плите и положить руку на фамилию своего погибшего родственника. И ты отражаешься в этом граните. Это – связь времен, связь поколений. А корейский мемориал еще проще – там нет фамилий, а только барельефы тех солдат, которые принимали участие в этой войне. Мне эти мемориалы очень нравятся своей простотой и в то же время своей гениальностью. И самое главное – государство признало погибших в этих войнах жертвами».

После показа Андрей Радин сказал, что собирается снять фильм и о судьбах российских ветеранов. При этом автор будет избегать лобового противопоставления.

«Я могу понять, что мы живем беднее, чем Америка, по понятным причинам. Мы до сих пор не можем пережить наследие Великой Отечественной войны, когда страна была разрушена, и мы потеряли почти 30 миллионов человек», – говорит тележурналист и подчеркивает, что во время поездки в США ему было обидно, «что у нас другой менталитет, и что наше общество по-другому относится к ветеранам. Именно на уровне подсознания».

«А что касается денег… Ну, конечно, тоже обидно, потому что старикам можно было бы отдать и последнее», – заключает Андрей Радин.

А фильм о буднях американских ветеранов заканчивается фразой: «Тот, кто подписывает контракт на службу в армии, уверен, что страна и общество о нем не забудут».

XS
SM
MD
LG