Линки доступности

Американец помогает христианскому ополчению для борьбы с ИГИЛ в Ираке


Мэтью Вандайк
Мэтью Вандайк

Его работа не получает официальной поддержки США, и сам он не считает себя современным крестоносцем

ВАШИНГТОН – С тех пор как исламские боевики в прошлом году объявили о создании «халифата» в некоторых районах Ирака и Сирии, несколько тысяч граждан западных стран выехали в регион, чтобы воевать на их стороне.

Туда же направился и американец Мэтью Вандайк. Но в этом конфликте он присоединился не к джихадистам «Исламского государства», а к тем, кто им противостоит.

«Я нахожусь в Ираке, чтобы помочь собрать христианскую армию для борьбы с ИГИЛ», – написал он в Твиттере на прошлой неделе.

Вандайк – бородатый, голубоглазый и худощавый уроженец Балтимора. Выпускник Джорджтаунского университета, где он изучал проблемы безопасности и получил степень магистра, он создал некоммерческую организацию, которую назвал «Международные сыны свободы» (Sons of Liberty International). Она принимает участие в подготовке ополчения, состоящего из ассирийских христиан, чья родина в северном Ираке оказалась под атаками «Исламского государства».

Это ополчение под названием «Подразделения защиты равнин Ниневии» (ПЗРН) является одной из нескольких небольших групп христианских бойцов, которые пытаются защитить уязвимое местное население от «Исламского государства», которое производит массовые казни и вытесняет религиозные меньшинства.

Если им не помочь, христиан уничтожат

Наступление джихадистов на древних иракских христиан стало одной из причин, побудивших Вандайка поехать в Ирак в начале декабря и присоединиться к борьбе против «Исламского государства».

«Они очень сильно страдают под “Исламским государством”», – сказал Вандайк в интервью «Голосу Америки» через Skype, которое он дал, находясь в иракском городе Эрбиле.

«Число христианских беженцев достигло десятков тысяч, и над христианским населением Ирака нависла серьезная угроза, – добавил он. – Многие из них уехали, став беженцами, и не вернутся в свои дома. И если христиане не смогут продемонстрировать, что они способны защищать свои земли, христианство уничтожат».

Лучший способ противостоять натиску – это дать местным жителям возможность защищать себя, считает Вандайк. Для этого он набирает американцев из числа участников боевых действий, которые занимаются спецподготовкой ассирийских бойцов. Пока, по словам Вандайка, нашлось пять ветеранов, которые согласились на добровольной основе помочь в подготовке «Подразделений защиты равнин Ниневии».

«Все идет довольно хорошо, – говорит он. – У нас уже месяц работает секретный учебный лагерь к северу от Мосула. Результаты очень позитивные. В прошлом я наблюдал за иракской армией и афганской армией, и могу сказать, что у наших бойцов более высокая мотивация и боевой дух. Они все схватывают быстрее и относятся к делу более серьезно».

Представитель ПЗРН Кальдо Рамзи подтвердил «Голосу Америки», что Вандайк и «Международные сыны свободы» принимают участие в подготовке некоторых из 500 бойцов ассирийского ополчения.

По словам Рамзи, сейчас главная задача ополчения – защита земель, которые еще не захватило «Исламское государство». Но как только они получат дополнительную подготовку, финансирование, вооружение и бойцов, они планируют перейти в наступление и вернуть ассирийские города, захваченные экстремистами.

США: это не часть наших официальных усилий в Ираке

Вандайк и Рамзи говорят, что они даже встречались с представителями Госдепартамента в консульстве в Ираке, которые в устной форме выразили поддержку ПЗРН и их координации усилий с «Международными сынами свободы».

Однако представитель Госдепартамента отказался подтвердить «Голосу Америки» факт такой встречи.

«Гражданские лица из США, которые могли поехать в Ирак для участия в военных действиях, не являются частью усилий правительства США в Ираке, – сказал он. – В предупреждении для путешественников мы четко дали понять, что поездки в Ирак сопряжены с большой опасностью, и мы не поддерживаем поездки в Ирак американцев – частных лиц, если они не являются абсолютно необходимыми».

ПЗРН пытается координировать свои усилия с некоторыми местными организациями, включая курдские военизированные формирования пешмерга, которые также сражаются с «Исламским государством». Например, некоторые тренировочные лагеря ПЗРН находятся на базах пешмерга, сообщили Вандайк и Рамзи.

Но хотя пешмерга при поддержке воздушных ударов коалиции во главе с США достигла некоторых успехов в возвращении курдских районов, захваченных «Исламским государством», эта военизированная организация не хочет воевать в других, некурдских районах, занятых исламистами. Поэтому многие ассирийцы вынуждены взывать о помощи.

«Уже более полугода ни курды, ни США не ударили палец о палец, чтобы освободить такие города, как ассирийский Каракош, который находится в 10 минутах езды от курдской линии фронта», – говорит Майкл Найтс – специалист по Ираку в Вашингтонском институте ближневосточной политики.

Другие небольшие группы религиозных бойцов заинтересованы только в защите собственной территории, из-за чего единого фронта борьбы с «Исламским государством» нет, и конфликт с неизбежностью приобретает межконфессиональный характер.

В западных волонтерах нет нужды?

Однако возникают опасения, что формирование исключительно христианских армий и подключение к работе иностранных волонтеров усилит привлекательность «Исламского государства», которое уже заявляет, что ведет священную войну против «крестового похода» Запада.

Впрочем, Найтс не уверен, что это приведет к ужесточению или изменению характера конфликта.

«В ИГИЛ абсолютно уверены, что они ведут священную войну. Их не остановят никакие американские волонтеры, которые в ответ используют такую же риторику, – говорит он. – Мы уже находимся на стадии средневекового варварства, и ИГИЛ вышла на нее своими силами».

Звучат и более скептические оценки усилий таких волонтеров, как Вандайк.

«Не думаю, что помощь, которую предлагает он или другие, нужна или полезна, – говорит Саджад Джияд, эксперт Иракского института экономических реформ в Багдаде. – ПЗРН получает поддержку федерального правительства Ирака, и американские консультанты уже принимают участие в подготовке».

«ИГИЛ не преминет воспользоваться этим в своей пропаганде, и в Ираке уже достаточно иностранцев», – добавляет он.

«Это не религиозная война»

Но Вандайк считает, что у него нет времени на споры о смысле слов.

«Нас что, все еще действительно заботят аргументы ИГИЛ? Это роскошь, которую могут себе позволить люди в западном мире, которым не отрубают головы и не сжигают заживо. Они могут рассуждать о том, подкрепляет ли это аргументы ИГИЛ или нет».

Несмотря на то, что иногда он прибегает к резкой, религиозной риторике, описывая конфликт, Вандайк подчеркивает, что не считает себя современным крестоносцем.

«Это не религиозная война, и уж точно не крестовый поход или что-то в этом роде, – говорит он. – Ассирийские христиане жили в мире со своими соседями и будут жить дальше. Они заинтересованы в защите своей земли от ИГИЛ и других террористических угроз – и все».

Похищение возможно

По словам, Вандайка, ассирийские христиане «готовы выступить на защиту своей родины». При этом он не уточнил, вступили ли они в реальные боевые действия с «Исламским государством». Он также не стал обещать, что будет держаться в стороне от линии фронта.

Вандайк имеет определенный опыт работы с арабскими ополченцами. Он даже стал героем документального фильма «Наведи и стреляй» (Point and Shoot ), в котором показано его участие в восстании ливийских революционеров против Муаммара Каддафи. Фильм получил несколько кинофестивальных наград.

Но сейчас, по словам Вандайка, он «слишком занят» руководством «Сынами свободы», чтобы принимать участие в боевых действиях.

«Это работа на полный рабочий день со сверхурочными. Она включает множество динамичных элементов, и это непростая задача, но она того стоит, и я люблю этим заниматься. Но у меня просто нет времени сражаться на линии фронта», – говорит он.

Боится ли он, что его, как и других иностранцев, могут убить или похитить боевики «Исламского государства»? Вандайк говорит, это тот риск, который он готов принять.

«В этом деле такой риск всегда существует. Я принимаю меры предосторожности, но это не заставит меня остановить эту работу. Это то, во что я верю», – отвечает он.

XS
SM
MD
LG