Линки доступности

Иран и «шестерка»: надежда на компромисс не утрачена


Сторонам пока не удалось согласовать ряд принципиальных подходов

МОСКВА – Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вернулся в Лозанну, где присоединился к пленарному заседанию «Шестерки» с участием Тегерана по переговорам, касающимся иранской ядерной программы, передают во вторник российские медиа.

Ранее агентство Associated Press со ссылкой на неназванных официальных представителей стран-переговорщиков сообщило, что по итогам шестидневного переговорный марафона, международная «Шестерка» и Иран готовятся выпустить общее заявление, согласно которому переговоры по ядерной программе Ирана будут продолжены, стороны рассчитывают достичь компромисса до конца июня.

Заведующая сектором международных вопросов Центра арабских исследований Института востоковедения РАН профессор Ирина Звягельская думает, что очередной перенос переговоров был ожидаем.

«То, что переговоры пройдут трудно, было ясно с самого начала, – заметила она в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Не вызывало сомнений, что переговорщикам придется набраться максимума терпения. Другой вопрос, что даст эта отсрочка? Даст ли она действительно какие-то подвижки, обозначит ли их, или дело затормозится?»

Как кажется завсектором международных вопросов Центра арабских исследований, на переговорах было несколько загвоздок.

«Одна из них всегда будет касаться проблемы обогащения урана, – добавила она. – Это с одной стороны касается технических проблем, а с другой – проблемы, которая с точки зрения многих как раз и связаны с перспективой выхода Тегерана на создание ядерное оружие, если не в ближайшее время, то в перспективе».

Ирина Звягельская «со сдержанным оптимизмом» относится к итоговому успеху переговоров с учетом крайней заинтересованности Тегерана.

«Считаю, что какие-то подвижки могут быть, поскольку Иран очень хочет прорвать ту изоляцию, в которую попал, стремится окончательно освободиться от санкций, вернуться в международное сообщество, улучшить отношения с Западом и прежде всего с США».

На ее взгляд, именно «набор этих интересов» Тегерана и должен привести к прогрессу.

Координатор программы «Проблемы нераспространения» в Московском центре Карнеги Петр Топычканов также считает, что перенос переговоров был вполне предсказуем.

«Слишком велик ворох проблем, связанных с Иранской ядерной программой, их было трудно решить за этот короткий срок, – сказал он в комментарии «Голосу Америки». – Наверное, ожидания, которые возлагались некоторыми участниками переговоров, оказались слишком завышенными».

Другая сторона вопроса, по его мнению, связана с тем, что в некоторых странах-переговорщиках, особенно в США, были достаточно сильны позиции противников достижения консенсуса на данном этапе.

«Поэтому для стран, участвовавших в переговорах, и в том числе для США, то время, которые они выиграют благодаря переносу дискуссий, это важный период, во время которого они смогут объяснить необходимость договоренности с Ираном и заручиться поддержкой тех, кто сейчас открыто противостоит любым попыткам достичь компромисса», –констатировал эксперт.

Кроме того, по его мнению, это время также важно и для МАГАТЭ.

«Практически все эксперты признают, что если бы стороны сейчас пришли к решению, и МАГАТЭ пришлось бы проводить инспекции, решать технические вопросы, связанные с достигнутым соглашением – то это привело бы к массе трудностей, – подчеркнул Топычканов. – У МАГАТЭ просто нет денег на это, нет бюджета».

В целом понятно: на этих переговоров никто не ждал, что будут решены все технические моменты, уточнил он.

«Главное – стороны не смогли договориться о политических условиях «сделки», а технические детали и все остальное, по идее, должна прорабатывать МАГАТЭ», – резюмировал эксперт.

При этом он остается оптимистом и надеется, что договоренности будут достигнуты.

«Может быть, даже не в июне, может, в следующий срок. Но в любом случае, то, что стороны идут к договоренностям, это очень важно. И сам диалог, существующий в столь интенсивной форме, тоже очень важен», – заключил Топычканов. По его словам, именно это и внушает ему оптимизм.

XS
SM
MD
LG