Линки доступности

Федерал-холл как символ американской демократии


У Федерал-холла всегда многолюдно.
У Федерал-холла всегда многолюдно.

В День Независимости в Нью-Йорке вспоминают инаугурацию первого президента США

На этой уютной пешеходной площади между Уолл-стрит и Брод-стрит в Нижнем Манхэттене всегда многолюдно. Гиды водят туристов стайками, люди щелкают фотокамерами и смартфонами, делают селфи не с кем-нибудь, а с самим Джорджем Вашингтоном. А в эти дни длинного праздничного уикэнда здесь еще оживленней.

Конечно, гостей привлекает выходящая на эту площадь и одновременно на Уолл-стрит Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE), главный форпост финансового могущества Америки. Но встык с биржей на площадь выходит фасад еще одного импозантного старинного здания.

Это Федерал-холл (Federal Hall) – здание, имеющее непреходящее значение для всей американской истории. Не случайно, здание давно получило статус «национального мемориала» и «национальной сокровищницы».

Моим гидом по этому архитектурному памятнику стал Дэниел Пребатт (Daniel C. Prebutt), очень словоохотливый, энергичный и заметно влюбленный в свое дело сотрудник национального управления парков. Ему 53 года, из которых последние 26 лет он проработал в системе национального управления парков, входящего в министерство внутренних дел США. (Поясню: МВД в Америке несет не правоохранительные, а природоохранные функции).

Дэниел Пребатт у стенда с президентской библией.
Дэниел Пребатт у стенда с президентской библией.

Дедушка и бабушка Дэниела из России, и когда они приехали, то поселились на Нижнем Ист-Сайде, в районе Брум-стрит. И вот уже третье поколение его семьи живет по-прежнему, по его горделивому замечанию, полным составом в штате Нью-Йорк, в радиусе 45 миль от первого их дома.

Дэнни (так он предпочитает чтобы его называли) – один самых опытных нью-йоркских рейнджеров-популяризаторов национальной истории. Он успел потрудиться на десяти разных объектах паркового хозяйства мегаполиса.

Дэнни охотно показал корреспонденту «Голоса Америки» интерьеры Федерал-холл, включая те, куда публике вход воспрещен.

Начну, пожалуй, именно с этого эксклюзива. Мы с Дэнни спустились в подвал, где ранее находились финансовое хранилище страны. Во второй половине 19-го века здание использовалось сначала как таможня, а затем как казначейство. Здесь, за мощными стальными решетками, под семью замками хранились золотые и серебряные слитки. Самое большое количество золота зафиксировано историей в 1897 году – 170 тонн золота стоимостью 200 млн долларов (что эквивалентно нынешним 43 млрд долларов). Затем, как не без юмора пояснил Дэнни, ньюйоркцы мудро решили, что власть и деньги надо развести подальше, чтобы не создавать опасную их концентрацию. Так что деньги переехали через площадь, на биржу и в Федеральный резервный банк, а центральная власть переместилась сначала в Филадельфию, а затем в Вашингтон.

Но, как уточняет рейнджер Дэнни, никакая сумма не сможет сравниться по ценности со скромным фолиантом, который хранится на отдельном прозрачном стенде в одной из комнат первого этажа, примыкающих к центральной круглой зале.

Именно в Федерал-холле, на открытом балконе второго этажа 30 апреля 1789 года Джордж Вашингтон был приведен к присяге как первый президента США – на этой маленькой библии, которая выставлена сегодня на всеобщее обозрение.

Как рассказал Дэнни, библия это масонская, ведь Джордж Вашингтон, как и многие другие видные деятели той эпохи, были масонами. Ложа находилась в двух шагах от Федерал-холла, на углу Уолл-стрит и Уотер-стрит. На этой библии присягали еще четыре президента – Гардинг, Эйзенхауэр, Буш-старший и Картер. К слову, президент Обама присягал на дорожной библии президента Линкольна.

«В том, что американские президенты вольны выбирать, на чем присягать, есть глубокий символизм, – сказал Дэнни. – С этого начинается уважение к личной свободе, к личному выбору человека. Понятно же, почему президент Обама выбрал библию Линкольна, освободившего чернокожих американцев от рабства».

В другом зале выставлены для наглядности три макета, воссоздающие три ипостаси исторического здания. Первое здание было построено в 1699-1703 годах, здесь размещалась колониальная администрация англичан, включая резиденцию губернатора, ассамблею, суд и даже тюремные камеры. В 1735 году жюри присяжных не признало печатника Питера Зенгера виновным в очень громком деле – его газета критиковала губернатора. С этого момента ведется отсчет борьбы американцев за свободу слова. Здесь кипели словесные баталии вокруг принятого британским парламентом и одобренного королем Георгом «Акта о гербовом сборе», ставшего катализатором борьбы колонистов за независимость от британской короны.

В 1775 году революционная ассамблея Нью-Йорка завладела зданием. После победной Американской революции оно было провозглашено первым Капитолием в стране. В 1785 году здесь заседал Конгресс. Именно здесь создавался и был принят исторический Билль о правах. Конечно, воспоминание о британцах, заседавших в этих стенах, омрачало настроение, и было решено перестроить здание, кардинально изменив его внешний облик, в первую очередь, фасад. Вторая «версия» стала первым зданием в стране, построенным в федеральном стиле, очень характерном для правительственных зданий первых 13 колоний.

В 1812 году сильно обветшавшее здание снесли. Пустующая территория ждала нового строительства тридцать лет. В 1842 году было возведено здание Федерал-холла, которое и сегодня украшает Манхэттен. Оно построено в стиле строгого классицизма, фасад напоминает Парфенон в Афинах, а купол центральной ротонды – римский Пантеон. Здание построено целиком из местного мрамора, который добывался в округе Вестчестер и на баржах переправлялся сюда по Гудзону. Вес пятиэтажного мраморного сооружения громаден. Как пояснил Дэнни, оно весит примерно столько же, сколько 57-этажный знаменитый небоскреб Вулворт-билдинг на Бродвее.

Сначала в здании размещалась таможенная служба, затем казначейство, какое-то время здесь располагался нью-йоркский офис ФБР. В 1939 году его передали в ведомство паркового хозяйства, а в 1955 году оно было зачислено в реестр национальных мемориалов. Перед зданием в 1882 году установлен бронзовый памятник Джорджу Вашингтону – именно на его фоне любят фотографироваться туристы.

«В августе мы будем отмечать 100-летие парковой службы, - сказал Дэнни. – Напомню, что в августе 1916 года президент Вудро Вильсон подписал соответствующий закон. Мы готовим серию интересных акций в ознаменование этой славной даты – выставки, программы лекций концертные программы».

Ну а в День независимости публике усилиями актеров-«имперсонаторов» будут явлены Джордж Вашингтон, Бен Франклин и другие известные и неизвестные персонажи славной революционной эпохи. Пройдет выставка старинных карт Нью-Йорка. Будет зачитана Декларация независимости. И, конечно, традиционные барабанщики, одетые в военную форму того времени, придадут театрализованному действу необходимый праздничный настрой.

В заключение Дэнни сообщил, что каждый день сюда, под своды Федерал-холла, приходят от 1500 до 3 тысяч посетителей. Конечно, в дни таких праздников, как День Независимости, их число резко возрастает. При этом большинство посетителей – иностранные туристы.

XS
SM
MD
LG