Линки доступности

Почему для россиян американские выборы интереснее своих?


Основатель и директор Центра исследований Конгресса, профессор Американского университета Джеймс Тербер
Основатель и директор Центра исследований Конгресса, профессор Американского университета Джеймс Тербер

Эксперты – о главной политической интриге года в США

Предсказуемость российской избирательной кампании, обусловленная мощной информационной и административной поддержкой парламентских партий, и, прежде всего – «Единой России», делает ее малопривлекательной в глазах тех граждан страны, кто не утратил интереса к политике.

Поэтому они довольно активно следят за ходом нынешней президентской кампании в США, уже принесшей довольно много неожиданностей. Очевидно, с этим связана популярность неформальных встреч, которые проводят в последние месяцы в российских городах американские политологи и эксперты, работавшие в предвыборных штабах ведущих партий США.

В начале июня в Москве и Санкт-Петербурге побывал основатель и директор Центра исследований Конгресса, профессор Американского университета Джеймс Тербер (James Thurber, American University). Он провел ряд встреч, в течение которых отвечал на вопросы российских слушателей: «Почему столь необычные для политической жизни Америки персоны как Дональд Трамп и Берни Сандерс добиваются успеха?». «В чем причины их массовой поддержки избирателями?». «Что может произойдет в политической системе США после 2016 года?». «Каковы последствия номинации Трампа для республиканских кандидатов, баллотирующихся на различные выборные посты?».

На встрече, проходившей в Европейском университете Санкт-Петербурга, побывала корреспондент «Голоса Америки».

Предпочтения американских избирателей поляризуются

Хотя главных соискателей президентского кресла в США по-прежнему остается трое, главным «героем» выступления Джеймса Тербера стал Дональд Трамп. По мнению директора Центра исследований Конгресса, кандидат от республиканцев ведет себя труднообъяснимо – он не делает упор на какой-то одной теме, а постоянно разбрасывается, удивляя и своих сторонников, и противников набором не связанных между собой идей и заявлений. Американский политолог отмечает, что такая эклектичность поведения миллиардера приводит к тому, что его рейтинг постоянно колеблется.

Тербер привел данные социологического опроса, согласно которому 27% американских избирателей предпочитают республиканцев, 34% голосуют за демократов, и еще 38% активных избирателей называют себя «независимыми», то есть руководствуются не партийной принадлежностью, а программой кандидата. И сейчас – утверждает Джеймс Тербер – происходит отток «независимых» избирателей к демократам.

Предсказать исход голосования 8 ноября гость из Соединенных Штатов не берется. Он лишь отмечает, что для республиканцев ключевым вопросом является: будут ли республиканские избиратели, которым не нравится Трамп, все-таки голосовать за него, или останутся дома? И как себя поведут те из демократов, которым больше по душе Берни Сандерс, если после партийного съезда его имя не будет внесено в бюллетень для голосования? Дело в том, что Сандерс сделал ставку на молодежь, которая не доверяет вашингтонскому политическому истеблишменту.

В то же время, основной избиратель Трампа – «рассерженный» средний американец, чей жизненный уровень продолжает снижаться.

В целом же, по наблюдению профессора Тербера, политические предпочтения американских избирателей поляризуются, и центристские настроения постепенно исчезают.

«Путин и Трамп, в сущности, одинаковы»

«До выборов остается пять месяцев, и очевидно, много нового еще может произойти», – отметил Джеймс Тербер в беседе с корреспондентом «Голоса Америки».

«Я думаю, что после того, как съезды изберут двух кандидатов, будет гораздо проще следить за развитием событий, - продолжил он. – Но очевидно, что Трамп будет делать самые невероятные вещи, для того, чтобы выбросить из президентской гонки Хиллари (Клинтон – А.П.)».

Политический аналитик из США также считает, что вне зависимости от исхода ноябрьских выборов обе основные партии ожидают перемены: «Я думаю, что республиканцам придется пройти через серьезные изменения, и они уже начались. Речь идет и о закоренелых республиканцах, и о тех, кто поддерживает Трампа, – уточнил собеседник “Голоса Америки”. – И те, кто обладает властью, будут пытаться сдвинуть Трампа к той точке, где находилась Республиканская партия до того момента, как он получил номинацию.

Если президентом станет Хиллари, то она будет контролировать Демократическую партию. Но Берни Сандерс уже оказал влияние на ее предвыборную платформу, Хиллари уже сдвигается влево. Я думаю, что у Хиллари нет необходимости осуществлять революционные перемены в своей партии, потому что, в целом, демократы ее поддержат», – считает Джеймс Тербер.

Некоторые российские внешнеполитические обозреватели предсказывают, что в результате столь неожиданной президентской кампании в США, по примеру ряда европейских стран, может появиться некая «третья сила».

Директор Центра изучения Конгресса такую возможность отрицает. «Я думаю, для этого уже слишком поздно, и политические правила в США этого не позволяют. Но даже если бы такая “третья сила” появилась, я думаю, она была бы на стороне Хиллари. Но даже после выборов третья партия вряд ли появится, потому что демократы и республиканцы контролируют все, что связано с проведением выборов, и поэтому они просто не позволят появиться сильной третьей партии. Подобный политический сговор несправедлив, но такова ситуация», – подчеркивает он.

Джеймс Тербер поясняет, что в США, в отличие от Европы, нет системы пропорционального представительства, и здесь действует принцип «победитель получает все».

Отвечая на вопрос, выполнит ли Дональд Трамп, в случае победы на выборах все свои внешнеполитические обещания, профессор Тербер начал с восклицания: «Это – ужасная мысль!». Но затем пояснил: «Даже если такое случится, то, думаю, та бюрократия, которая существует в департаментах обороны и внешней политики, все-таки, будут ограничивать его действия. Приведу один пример: Трамп обещал сбрасывать бомбы на детей и жен террористов в Сирии. И представители армии немедленно сказали ему, что это невозможно, поскольку это противоречит международному праву.

Но очевидно, что он еще напугает мир. Я сомневаюсь, что мы выйдем из НАТО, но подозреваю, что, скорее всего, мы будем оказывать больше давления на государства-члены НАТО, чтобы и они вкладывали больше финансовых ресурсов в альянс. Сейчас и Обама пытается это делать, но не так активно, как это может быть при Трампе», – заметил Джеймс Тербер в интервью «Голосу Америки».

«Вопрос в следующем, – продолжил он. – Если бы Путин стал угрожать Литве, что бы стал делать Трамп? По крайней мере, такая мысль настораживает».

И в конце беседы директор Центра изучения Конгресса привел такой эпизод: «Прежде, чем я отправился в Москву, мне спросили, что я собираюсь делать в России? Я ответил, что хотел бы объяснить Путину Трампа, а затем Трампу – Путина. Но немного подумав, я заметил, что в этом нет необходимости, поскольку, в сущности, они – одинаковы. И если бы вы увидели фотографию Трампа с обнаженным торсом, скачущим на лошади, вы бы согласились, что они очень похожи», – с долей сарказма заключил Джеймс Тербер.

«На изменение отношений больше повлияла бы смена лидера в России»

На лекции в Европейском университете присутствовали петербургские американисты. Один из них – профессор факультета политических наук и социологии Иван Курилла согласился, что интрига американских выборов возмещает отсутствие реальной политической борьбы на выборах в России. Кроме того, заметил он, выборы президента США являются одним из важнейших событий во всем мире. «США – ведущая держава, и американцы, как бы, выбирают не только президента себе, но и исполнительную власть, которая может повлиять на все, что происходит далеко за границами Соединенных Штатов, и Россия здесь не исключение», – пояснил российский профессор-международник.

По мнению Ивана Куриллы, в России сейчас очень многое определяется санкциями, введенными США и странами Европы, поэтому будущее россиян, в некоторой степени, также зависит от того, что возглавит американскую администрацию. «Хотя мне кажется, что большее влияние здесь могла бы оказать смена человека не в Белом доме, а у нас», – прозрачно намекнул эксперт.

Отвечая на вопрос, как могут измениться двусторонние отношения после ноябрьских выборов в США, Иван Курилла отметил: «Я уверен, кого бы ни избрали американцы, кто бы ни стал хозяином Белого дома в Вашингтоне с января следующего года, со стороны российского руководства будут попытки улучшить отношения. Наверно, будут сделаны какие-то демонстративные шаги навстречу США в надежде на то, что новые президент, по крайней мере, снизит уровень противостояния и смягчит некоторые санкции».

По мнению профессора Европейского университета Санкт-Петербурга, вероятность таких попыток налаживания диалога с российской стороны равна, практически, 100%.

«Будет ли это полноценное смягчение санкций? Не уверен, потому что базовые санкции, наложенные за Крым, никуда не денутся, а Крым, скорее всего, никто не вернет в ближайшее время. Так что здесь – тупиковая ситуация, но по каким-то направлениям, вполне возможно, будут сделаны шаги навстречу Соединенным Штатам», – считает Иван Курилла.

Почему Хиллари Клинтон – наиболее благоприятный президент для России?

В свою очередь, преподаватель кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ Григорий Ярыгин полагает, что рядового российского обывателя привлекает, прежде всего, яркая атрибутика и красочные визуальные образы американской президентской кампании. «Для специалистов, которые занимаются вопросами внешней политики, это важно, потому, что президент США и его советники играют ключевую роль в вопросах взаимоотношений с Россией. Причем, не только самой Америки, но и большинство стран мира», – отмечает Ярыгин.

И продолжает: «Поэтому нам важно знать и понимать: кто станет американским президентом, кто с ним работает, какой политики будет придерживаться этот человек, какую идеологию он разделяет, какой философии он следует».

Собеседник «Голоса Америки» также не ожидает заметного сдвига в российско-американских отношениях после того, как Соединенные Штаты изберут своего 45-го президента. «На современном этапе при избрании президента-демократа или президента-республиканца все равно изменения политики в отношении России не произойдет. Сейчас эта политика инерционна, и многие были бы заинтересованы в ослаблении давления на Россию, но в силу внутриполитических процессов, в том числе – позиции конгрессменов, таких изменений не ожидается», – делится соображениями петербургский американист.

По мнению Григория Ярыгина, следующим американским президентом, скорее всего, станет Хиллари Клинтон. «И здесь нам стоит ожидать, скорее, ужесточения политики в отношении России. При этом она является – как бы странно это ни звучало – кандидатом, который наиболее благоприятен для нас. Почему? Потому, что мы ее понимаем, мы знаем, что она собой представляет в качестве действующего лица, какие у нее есть личные и профессиональные качества, мы знаем ее ценности и позиции во внешней политике», – аргументирует свое утверждение преподаватель кафедры американских исследований.

Ярыгин повторил расхожее утверждение, что российскому и советскому руководству легче было иметь дело с президентами-республиканцами. «Но при президентах-демократах, если мы проведем сравнение, жизнь в России традиционно становилась стабильнее. Возможно, мы научились с ними договариваться», – допускает эксперт.

Говоря о кандидатуре Дональда Трампа, Григорий Ярыгин, во-первых, подчеркивает, что все нынешние популистские заявления в случае его победы будут забыты. Но главное: «Мы его не знаем, не понимаем, и неизвестно, что и кто за ним стоит. С Хиллари Клинтон картина более ясна, более предсказуема, и именно это позволяет России как-то планировать свою политику. А также понимать, какие шаги нужно предпринимать и самое главное – какой реакции следует ждать с той стороны», - подытоживает Григорий Ярыгин.

XS
SM
MD
LG