Линки доступности

Израиль и Иран: где проходит «красная черта»?


Эхуд Барак
Эхуд Барак

В Иерусалиме обсуждают нанесение удара по иранским ядерным объектам

В Тегеране, Иерусалиме и Вашингтоне снова громко обсуждают возможность удара по иранским ядерным объектам. Сообщается, что Израиль крайне обеспокоен предполагаемой «ядерной» активностью Ирана и, по меньшей мере, один высокопоставленный американский чиновник предупреждает, что израильская атака не за горами.

Министр обороны Израиля Эхуд Барак говорит, что у мирового сообщества практически не осталось времени на то, чтобы остановить превращение Ирана в ядерное государство. Его американский коллега Леон Панетта, по имеющимся сообщениям, полагает, что Израиль может атаковать ядерные объекты в Иране в ближайшие пять месяцев.

Иранские официальные лица отрицают, что у них есть намерения создать ядерное оружие. Верховный лидер Али Хаменеи в пятницу предупредил, что Иран ответит всеми имеющимися у него средствами, если нападение на объекты произойдет.

Однако у Соединенных Штатов и Израиля есть различия во взглядах на то, как действовать в сложившейся ситуации.

В 2007 году в прогнозе американской разведки – это главный документ такого рода, в создании которого участвуют все разведывательные службы США – указывалось, что, несмотря на технические достижения Ирана, он не готов к созданию ядерного оружия.

В интервью «Голосу Америки» в 2009 году Леон Панетта, будучи в ту пору главой ЦРУ, предсказывал, что ядерная бомба может появиться у Иране между 2010 и 2015 годами, но там еще не решили, идти ли до конца.

«Мы считаем и располагаем разведданными, что они развивают ядерные возможности, в смысле атомной энергии и низкообогащенного урана, в самом Иране продолжаются споры о том, должны ли они пойти дальше», – сказал тогда Панетта.

В прошлом году разведка пришла к тому же заключению о ядерной программе Ирана.
«Они (иранцы – «Г.А.»), несомненно, двигаются по этому пути, но мы не думаем, что они приняли решение о создании ядерного оружия», – заявил во вторник комитету Конгресса глава Национальной разведки Джеймс Клэппер.

Однако в Иерусалиме на это смотрят совершенно иначе, и ядерная программа Тегерана считается угрозой существованию государства Израиль.

Израильский журналист Ронен Бергман в своей статье, опубликованной в The New York Times 25 января, цитировал высших государственных лиц Израиля, которые заявляли, что ждать больше нельзя и пора нанести удар по иранским объектам.

Пока в Иране смогли обогатить уран до 20%. Для использования его в качестве оружия. Необходимо обогащение до 90%.

«Уран – это критически важная составляющая, и в том промежутке времени, который указывался в обнародованной части доклада 2007 года, у нас такое окно, – первая половина нынешнего десятилетия», – отметил бывший председатель Совета американской разведки Томас Фингар, говоря о возможностях Ирана обогатить уран до необходимого для бомбы качества.

Вашингтон предпочитает санкции

Администрация Обамы выступает против любой военной акции против Ирана и полагается на ужесточение международных санкций против важнейшей для Тегерана нефтяной промышленности страны, чтобы таким образом отвратить Иран от создания оружия.

Фингар поддерживает эту стратегию, добавляя, что Иран может ответить на упредительную атаку.

Аналитики разведки отмечают, что определить – когда Иран перейдет так называемую «красную черту», поскольку большинство технических средств могут использоваться как для создания оружия, так и в сугубо мирных целях.

Директор ЦРУ Дэвид Петреус на этой неделе заявил комитету Конгресса, что ключевым показателем будет возможность Ирана обогатить уран до 90%.

«Никакого коммерческого применения для этого нет, – сказал Петреус. – Я думаю, фактически, 20-процентный обогащенный уран, который у них есть, в обозримом будущем превосходит любые, например, исследовательские потребности».

Но если Вашингтон публично разъяснил, что же такое «красная черта», Израиль этого не сделал.

Некоторые представители властей США полагают, что для Израиля такой «красной чертой» может быть перенос Ираном ключевых составляющих своих атомных объектов в подземные бункеры, где они будут недосягаемы для ракет и бомб.

Каким бы ни был этот предел, министр обороны Эхуд Барак сказал, что Израиль не может ждать, пока до этого дойдет. «Тот, кто говорит, что надо попозже, может обнаружить, что “попозже” означает “слишком поздно”», – заявил Барак собранию экспертов в области безопасности. Чтобы донести свою мысль до западной аудитории, он сказал эти слова не на иврите, а на английском.

XS
SM
MD
LG