Линки доступности

США-Китай-Россия: треугольник потенциала и противоречий


Барак Обама и Си Цзиньпин
Барак Обама и Си Цзиньпин

В каком направлении движутся взаимоотношения трех крупнейших держав мира?

Как сообщило агентство «Синьхуа», в сентябре председатель Китая Си Цзиньпин нанесет свой первый официальный визит в Соединенные Штаты. По информации агентства, стороны договорились приступить к подготовке визита, чтобы обеспечить его успешное проведение.

Накануне обнародования новости между президентом США Бараком Обамой и Си Цзиньпином состоялся телефонный разговор, в ходе которого были обсуждены, в частности, вопросы, касающиеся кибербезопасности и продолжающихся международных переговоров по иранской ядерной проблеме. Президент Обама еще раз подтвердил свое намерение приложить усилия к заключению американо-китайского договора о защите инвестиций, передает Белый дом.

О непростых взаимоотношениях Китая с США и Россией корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовал с недавно утвержденным руководителем программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александром Габуевым.

Виктор Васильев: Что, по-вашему, подвигло председателя Китая впервые решиться на официальный визит в США? Каким вам видится значение этого события и насколько успешной может быть встреча лидеров двух стран с учетом имеющихся между Вашингтоном и Пекином противоречий?

Александр Габуев: Отмечу, что вообще у Барака Обамы с Си Цзиньпином налажены контакты на постоянной основе. Так, у них был отличный саммит в Калифорнии. Поэтому я бы не назвал этот визит историческим или исключительным. Но, безусловно, американо-китайские отношения – самые важные двусторонние отношения в 21 веке. Это отношения между двумя крупнейшими в мире экономиками, которые в ближайшие десять лет могут поменяться местами. США и Китай - крупнейшие игроки на планете, и этим определяется все. Крайне актуально то, как они сумеют выстроить свои связи.

Будет ли это классическая история со сверхдержавой, которая восходит и которая пытается отобрать статус державы номер «1» у нынешнего лидера, что обычно происходит путем конфронтации, экономической войны и так далее? Либо это будет плавный переход к американо-китайскому кондоминиуму? Во многом все зависит от тех решений, которые принимают Вашингтон и Пекин сейчас.

Необходимость общими стараниями сделать глобальный процесс как можно более предсказуемым и понятным налицо, для чего нужны регулярные контакты между двумя лидерами, и контакты эти, судя по всему, довольно неплохие. Какой-то особой симпатии между Бараком Обамой и Си Цзиньпином не наблюдается, но у них вполне рабочие, нормальные отношения без какого-либо антагонизма. Как показал ноябрьский саммит АТЭС в Пекине, где Обама и Цзиньпин провели целый день вместе, у них получается договариваться о многих вопросах. Так что, наверное, в сентябре всех нас ждет дальнейшая порция договоренностей сторон по самым животрепещущим темам.

В.В.: Китай – стратегический партнер России, но товарооборот торговые связи между КНР США гораздо прочнее. Чем можно объяснить такой парадокс?

А.Г.: То, что торговля между двумя крупнейшими экономиками мира гораздо больше, вполне естественно. У США с Китаем довольно долго были взаимодополняемые экономики. США - главный потребительский рынок, Китай – мировой лидер по производству дешевых товаров. Сейчас они все больше вступают в отношения конкуренции. Китай, например, забирается в высокотехнологичные ниши. Но у них есть серьезная взаимозависимость в связи с тем, что Китай покупает американский финансовый долг. Нынешний же российско-китайский товарооборот (в прошлом году объем торговли между странами составил около $90 млрд. – В.В.) на этом фоне - просто смешон. Он в шесть с лишним раз меньше американо-китайского. А объясняется это российским пренебрежением к региону в предыдущие годы, когда Россия сконцентрировала внимание почти исключительно на европейском рынке.

В.В.: Согласно последнему соцопросу «Левада-центра», 80 процентов россиян с симпатиями относятся к китайцам. Хотя до недавнего времени в России была сильна идея, что Пекин только и ждет, когда «русский медведь» ослабнет, чтобы воспользоваться этим. В чем причина перемены настроений?

А.Г.: В условиях санкций и масштабной конфронтации с Западом Китай остается единственной крупной державой, которая на политическом уровне всегда занимает, по крайней мере, нейтральную позицию по отношению к действиям России. Официально и неофициально Пекин постоянно дает понять, что всячески ее поддерживает. А экономически осуществляет ряд проектов, которые российской экономике помогают. Естественно, китайцы делают это не из благотворительности, а из собственных чисто прагматичных соображений. Но российские СМИ, которые влияют на позицию россиян, очень много говорят о российско-китайской дружбе. Элита страны также старается показать через медиа, как она умеет дружить с китайцами. Это все влияет на позицию большинства населения.

А что касается извечных российских страхов… Они не в последнюю очередь основываются на том, что Россия сама любит себя вести так по отношению к более слабому партнеру, поэтому и проецирует немного свою логику поведения на других. Никто не отрицает, что китайцы - очень жесткие переговорщики, и, безусловно, они используют возможности, которые им предоставляются. Позиция у России, в общем, довольно уязвимая, и в Пекине это прекрасно понимают. Но, в целом, если посмотреть на те контракты, которые были заключены в 2014 году, китайцы подходят к делу довольно стратегически. Во всяком случае, не стараются обстричь российскую овечку вместе со шкурой, мясом и костями.

Возьмем хотя бы газовую сделку. Цена, которую дал тогда Китай – примерно 385 долларов за кубометр – это примерно та же цена, которую платит России Германия. Китайцы могли предложить гораздо меньшую цену, тем не менее, не сделали этого. А то, что Россия оказалась в невыгодном положении в отношении Китая, в этом она во многом сама виновата. Москва 10-15 лет вообще не обращала внимания на этот рынок, в то время как туда заходили такие развитые страны как Австралия, Канада, США… И теперь России приходиться играть в невыгодных условиях, причем, тогда, когда Китай, в общем, может обходиться и без российского газа.

XS
SM
MD
LG