Линки доступности

Представители бизнес-сообщества США опасаются ответных санкций со стороны России


По словам Путина, санкции против России могут иметь «эффект бумеранга»

Американские компании, сотрудничающие с российскими партнерами, опасаются ответных мер со стороны России после того, как 16 июля администрация Обамы ввела самые жесткие с начала кризиса в Украине санкции против ряда российских нефтегазовых, финансовых и оборонных предприятий. Напомним, что под действие санкций попали, в частности, «Внешэкономбанк» и «Газпромбанк», а также «Роснефть» и «Новатэк».

Как отмечает газета Wall Street Journal, в американском деловом сообществе вызвало озабоченность то обстоятельство, что США ввели более жесткие санкции, чем Евросоюз, «что может сделать американские компании магнитом для ответных действий Кремля».

По словам представителя Национальной ассоциации промышленников (НАП) США, ассоциация «разочарована тем, что США значительно расширяют санкции, все больше действуя в одностороннем порядке, что подорвет американские торговые связи».

Как заявил вице-президент Торговой палаты США Майрон Бриллиант, «Соединенные Штаты опередили Европу, что указывает на определенные расхождения позиций».

Вечером в минувшую среду, по итогам саммита Евросоюза, европейские лидеры договорились ужесточить санкции по отношению к России в связи с кризисом в Украине. Однако меры ЕС направлены лишь против «физических или юридических лиц, которые активно предоставляют материальную или финансовую поддержку тем, кто ответственен за присоединение Крыма (к России) и дестабилизацию ситуации на востоке Украины». От введения санкций против отдельных секторов российской экономики ЕС пока воздерживается.

Президент Обама: санкции должны нанести России «максимально чувствительный удар»

«Мы все еще обсуждаем ситуацию, стремясь определить, какими могут быть непосредственные последствия (введения американских санкций – М. Г.)», – цитирует Wall Street Journal вице-президента НАП Линду Демпси. «Мы, – продолжает Демпси, – также обеспокоены тем, что американские компании могут столкнуться с российскими ответными мерами».

Вечером в среду 16 июля Министерство финансов США объявило о введении санкций против ряда российских компаний и должностных лиц в энергетическом, оборонном и финансовом секторах. Эти санкции, в частности, запрещают юридическим лицам США предоставлять новое финансирование сроком более 90 дней двум крупнейшим российским финансовым организациям («Газпромбанк» и ВЭБ) и двум энергетическим компаниям («Роснефть» и «Новатэк»), что ограничивает их доступ к американским рынкам капитала. При этом активы этих компаний в США заморожены не были. Тем не менее, санкции могут затруднить финансирование среднесрочных и долгосрочных проектов компаний, контролируемых лицами, которых считают приближенными Владимира Путина.

С помощью этих санкций администрация США стремится повлиять на политику России по отношению к Украине, вынудив Кремль отказаться от поддержки сепаратистов на востоке Украины и предпринять реальные шаги по деэскалации ситуации.

Более жесткие санкции введены против компаний военно-промышленного комплекса. Активы концернов «Алмаз-Антей», «Калашников», «Созвездие» и «Радиоэлектронные технологии», «Базальт», «НПО машиностроения», «Конструкторского бюро приборостроения» и «Уралвагонзавода» на территории США могут быть заморожены; американским компаниям отныне запрещено заключать с ними сделки.

Аналогичные санкции применены к крымской Феодосийской нефтяной компании, ранее принадлежавшей «Нафтогазу Украины» и национализированной новыми крымскими властями после российской аннексии Крыма.

Президент Обама охарактеризовал новые санкции как «значительные и целенаправленные. По его словам, они разработаны таким образом, чтобы нанести России максимально чувствительный удар, сведя при этом к минимуму воздействие на американские компании и бизнес стран-союзников».

Путин об «эффекте бумеранга»

По словам прокомментировавшего введение санкций президента РФ Владимира Путина, подобные меры, «как правило, имеют «эффект бумеранга». Путин заявил, что эти шаги «загоняют российско-американские отношения в тупик» и идут «во вред национальным долгосрочным стратегическим интересам американского государства, американского народа», а также американским компаниям. «Крупные компании хотят работать в России, но, сталкиваясь с определенными ограничениями, они будут терять свою конкурентоспособность по сравнению с другими энергетическими мировыми компаниями», – сказал Путин.

Американский нефтяной гигант Exxon Mobil, участвующий в проектах по разработке шельфа Черного и Карского морей совместно с «Роснефтью», не стал комментировать введенные накануне санкции. А президент «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что санкции «не затрагивают реализацию наших текущих проектов». Сечин сообщил, что «Роснефть» проводит консультации с юристами Exxon Mobil.

Начало бурения в Карском море запланировано на август этого года. Кроме того, Exxon выступает в качестве партнера «Роснефти» в проекте «Сахалин-1». Два концерна работают над совместными проектами и в США: в апреле 2012 года «Роснефть» заключила соглашение о покупке 30% от доли американской компании в участке Ла Эскалера Дэлавэрского нефтегазоносного бассейна в Западном Техасе, а в марте 2013 года – приобрела 30% в 20-ти глубоководных блоках ExxonMobil в Мексиканском заливе для проведения геологоразведочных работ.

Согласно утверждению Игоря Сечина, введенные санкции являются «незаконными, необоснованными» и вредят, прежде всего, «американским акционерам компании, американским банкам, которые сотрудничают по кредитным соглашениям», и американским партнерам российской компании.

Акции Exxon Mobil на Нью-йоркской фондовой бирже подешевели в четверг почти на полтора процента.

Morgan Stanley: нас это не касается

Финансовая компания Morgan Stanley, договорившаяся о продаже своего нефтетрейдингового бизнеса компании «Роснефть» в этом году, ожидает завершения сделки, несмотря на введение санкций. Финансовый директор Morgan Stanley Рут Порат заявила агентству Bloomberg, что новые санкции к заключенному соглашению не относятся. «Поэтому, – заявила Порат, – мы продолжаем делать работу, необходимую для завершения сделки к концу года».

В декабре 2013 года Morgan Stanley подписала с «Роснефтью» обязывающий договор, в рамках которого согласилась продать российской компании международнаую сеть нефтехранилищ, значительные запасы нефти и нефтепродуктов, прямые контракты с потребителями и контракты на условиях предоплаты, логистические контракты, а также акции и доли в профильных дочерних компаниях в области инфраструктуры, международного маркетинга и исследований. Кроме этого, на работу в «Роснефть» должны перейти более ста нефтетрейдеров из офисов Morgan Stanley в США, Великобритании и Сингапуре, а также около 180 менеджеров из вспомогательных подразделений. В июне продажу трейдингового бизнеса Morgan Stanley российской компании одобрила Федеральная торговая комиссия США. Теперь добро должен дать Комитет по иностранным инвестициям в США. Сумма сделки не раскрывается.

Ранее гендиректор Morgan Stanley Джеймс Горман заявлял, что банк планирует завершить продажу своего подразделения «Роснефти» в третьем квартале нынешнего года.

«Стратфор» предупреждает

Представители американского бизнеса и раньше выступали против введения санкций по отношению к России, полагая, что санкции, как правило, не приводят к желаемым политическим результатам. В данном случае представители делового сообщества высказываются за «более сбалансированный подход», включающий экономическую помощь Украине и сочетание дипломатических и военных мер по выходу из кризиса.

Однако некоторые американские законодатели критикуют подобную позицию, подчеркивая, что корпорации не должны выступать против политики государства в вопросах, касающихся национальной безопасности.

Американские компании опасаются, что в случае расширения санкций со стороны США может пострадать финансирование не только российских компаний, но и американских, работающих в России.

В четверг 17 июля Visa и MasterCard сообщили, что новые американские санкции, которые обрушили российский фондовый рынок, пока не относятся к клиентам платежных систем в России. В пресс-службах этих компаний заверили, что не планируют отключать карты ВЭБ и «Газпромбанка», так как санкции распространяются лишь на доступ этих банков к рынку капитала США, а деятельность платежных систем не затрагивают.

Акции Visa и MasterCard на Нью-йоркской фондовой бирже подешевели в четверг на 2,15% и 2,45% соответственно.

Тем временем, американское аналитическое агентство «Стратфор» отметило, что хотя новые санкции и не запрещают американским юридическим лицам вести дела с «Внешэкономбанком», «Газпромбанком», «Роснефтью» и «Новатэк», они «существенно ограничивают поле деятельности».

«Стратфор» предупреждает и о возможности ответных действий со стороны России. «Соединенные Штаты значительно продвинулись к красной черте, обозначенной Москвой, повысив таким образом вероятность существенных ответных шагов против США и американских компаний, работающих в России, – говорится в аналитической записке «Стратфор». – Кремль, вероятно, воздержится от ударов по американским фирмам, играющим значительную роль в российском энергетическом секторе (как, например, Exxon Mobil). Однако в России достаточно много других американских компаний, обслуживающих нефтегазовый сектор, или работающих в финансовом секторе».

XS
SM
MD
LG