Линки доступности

Спецпредставитель Госдепартамента Илан Карр: с антисемитизмом нужно бороться вместе


Президент Украины Владимир Зеленский на встрече с раввинами из украинских регионов. 6 мая 2019 г.
Президент Украины Владимир Зеленский на встрече с раввинами из украинских регионов. 6 мая 2019 г.

По данным украинского правительства, в стране проживает 120 тысяч евреев и их потомков

Еврейское происхождение избранного президента Украины не имело никакого значения для украинских избирателей в ходе президентской кампании. Об этом в Киеве 6 мая заявил спецпредставитель Госдепартамента США по мониторингу и борьбе с антисемитизмом Илан Карр (Elan Carr). Он отметил, что намерен встретиться с избранным президентом Украины Владимиром Зеленским.

«Более необычным является то, что его еврейское происхождение абсолютно не имело никакого значения. Этот вопрос даже не возникал. Меня регулярно информировали... на эту тему... Не может не поражать, что... вопрос еврейского происхождения кандидата не поднимался как проблема в ходе кампании», – отметил Карр, выступая на Киевском еврейском форуме. Об этом говорится в стенограмме, опубликованной на сайте посольства Соединенных Штатов в Украине.

Карр подчеркнул, что хотел бы поблагодарить «не только кандидатов, но и украинских избирателей... не за результаты выборов, но за то, как была проведена эта кампания».

«Вы знаете часть моих обязанностей – это не только выявлять и привлекать к ответственности антисемитов, применяя дипломатическое давление, когда оно необходимо. Моя роль также заключается в поддержке стран, которые делают удивительные вещи. И я надеюсь стать защитником Украины и... расширять возможности для этой страны, чтобы она могла достигать новых высот», – сказал Илан Карр.

Спецпредставитель Госдепартамента США отметил, что с антисемитизмом нужно «бороться вместе в любой его форме, где бы ни эта проблема ни возникала».

«Будь то... в Украине, или в Западной Европе или где-нибудь еще – мы должны быть едиными... Все порядочные люди должны быть объединены против этого древнего общественного недуга, который президент Трамп называет отвратительным явлением... Антисемитизм разрушает каждое общество, которое впускает его (к себе)», – сказал Карр.

Во время выступления на Киевском еврейском форуме генеральный прокурор Юрий Луценко отметил, что он хорошо относится к правым партиям Украины, но указал также на проблему, связанную с деятельностью националистических военизированных организаций.

«Юнцы..., которые не нюхали пороха, но надели камуфляж и маршируют с факелами, порой позволяя себе ненавистнические речи - это проблема. И об этом знают в МВД, в Верховной Раде, об этом знает и... украинская общественность», – цитирует УНИАН слова генпрокурора.

Сейчас в Украине живут более 120 тысяч евреев и лиц еврейского происхождения. Об этом во время открытия Киевского Еврейского форума рассказал сообщил вице-премьер Украины Павел Розенко.

Антисемитизм в Украине на низком уровне

Председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины Иосиф Зисельс отмечает, что в стране за последние два года не произошло ни одного нападения на почве антисемитизма. По его словам, также снизилось количество проявлений вандализма антисемитского характера.

«Количество случаев вандализма в Украине уменьшилось вдвое. Было 24 случая в 2017 году и 12 – в 2018 году. По европейским показателям – это один из самых низких уровней проявления вандализма...», – рассказал Зисельс Русской службе «Голоса Америки». По его словам, толерантное отношение ко всем нациям – часть украинской идентичности.

«Как сказал мой друг, диссидент Мирослав Маринович, у украинцев изменился образ будущего, и в нем нет места для антисемитизма. Украинцы все больше ориентируются на Европу, где быть антисемитом - плохой тон. Одна из составляющих этой идентичности была заложена в 1991 году, когда украинский народ получил независимость и впервые стал большинством в своей собственной стране. В старой модели идентичности антисемитизм существовал потому, что тогда перед "троном империи" конкурировали между собой разные этнические группы», – убежден Зисельс.

Он говорит, что на протяжении последних 20 лет в Украине проводилась «большая работа» по воспитанию толерантности в обществе.

«Начиная со школьной скамьи у нас работают клубы толерантности, юношеские лагеря, и это постепенно дает свои результаты», – говорит Зисельс.

Он считает, что в украинском сознании вполне нормально уживаются два понятия: можно считать воинов УПА героями и нормально относиться к евреям.

«Дело в том, что к воинам УПА относятся нормально, не потому, что, возможно, кто-то из них плохо относился к евреям, а потому, что они воевали за независимость Украины», – утверждает Иосиф Зисельс.

Украинские националисты – не антисемиты

Руководитель интернет-сообщества «Украина – в ЕС! Перспективы и развитие», политолог Дмитрий Воронков считает, что радикализация общества – это общемировая тенденция.

«Есть несколько видов развития радикальных настроений – представители некоторых групп строят свою идеологию на патриотических постулатах, прикрываясь не столько националистической идеологией, сколько псевдопатриотической», – рассказал Воронков Русской службе «Голоса Америки».

Он считает, что в Украине не существует угрозы развития антисемитизма, однако его беспокоит рост радикальных националистических настроений.

«Но радикальные настроения растут практически во всех странах Европы, в мире довольно популярны ультраправые идеи, Марин Ле Пен во Франции имеет значительную поддержку, а ультраправые силы на выборах в Европарламент 23-26 мая имеют неплохие шансы. Эта тенденция появилась после миграционного кризиса», – считает Воронков.

Он говорит, что популярность радикальных политических сил в обществе в значительной мере основана на интересе к радикальным идеям среди молодежи.

«Для молодых членов общества ультраправые идеи, идеи национализма – это своего рода попытка самоутверждения, вызов "серости", решение каких-то своих проблем», – утверждает политолог.

По его словам, ультраправые настроения в Украине не имеют серьезной поддержки потому, что у украинцев «нет оснований кого-то ненавидеть».

«У нас ультраправые идеи мотивированы политической борьбой, а в Евросоюзе существует протест в отношении миграционной политики, который привел к росту радикализма в обществе», – говорит Воронков.

XS
SM
MD
LG