Линки доступности

Нормализация отношений: версии Москвы и ожидания Киева


Голосование в Верховной Раде о расторжении "Большого договора" с Россией. Киев. 6 декабря 2018 г.
Голосование в Верховной Раде о расторжении "Большого договора" с Россией. Киев. 6 декабря 2018 г.

По данным газеты «Коммерсант», Украина поставила на паузу процесс денонсации договоров с Россией

КИЕВ – В России заявляют о поводе для «сдержанного оптимизма» в процессе нормализации отношений Киева и Москвы. Однако говорить об этом «преждевременно», заявил 11 сентября журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

«Думаю, пока преждевременно говорить о каком-то эффекте нормализации [отношений Киева и Москвы]. Что касается дальнейших перспектив российско-украинских отношений, то работа ведется. Повод для весьма сдержанного оптимизма есть, но не будем загадывать, здесь в любом случае предстоит очень сложная, длительная, ответственная и кропотливая работа», – цитирует ТАСС слова Дмитрия Пескова.

Так он прокомментировал публикацию газеты «Коммерсантъ» о приостановке Украиной процесса расторжения двусторонних соглашений с Россией.

Во время телефонного разговора 7 сентября президентов Украины и России по итогам завершения обмена гражданами была «дана позитивная оценка освобождению и передаче удерживавшихся на Украине и в России лиц», также «акцентирован прежде всего гуманитарный аспект этой акции, имеющей большое значение для нормализации и оздоровления двусторонних отношений». Об этом говорится на Интернет-сайте президента России Владимира Путина.

История прекращения двухсторонних договоров

Напомним, что официальный Киев прекратил действие Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, который был подписан 31 мая 1997 года.

Президент Украины Петр Порошенко 17 сентября 2018, подписал указ «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 сентября 2018 года «О Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией».

Своим решением СНБО Украины поддержал инициативу украинского МИДа о прекращении, так называемого, «Большого договора» с Россией.

Напомним, что в марте 2018 правительство Украины прекратило действие программы экономического сотрудничества с Российской Федерацией на 2011-2020 годы.

В августе 2018 года Украина закрыла свое представительство при уcтавных органах Содружества Независимых Государств.

Украинская и российская: две версии нормализации отношений

Политолог Олеся Яхно-Белковская отмечает, что сегодня невозможно апеллировать к восстановлению договорных отношений, которые были расторгнуты или утратили свою актуальность по тем или иным причинам.

«Например, «Большой договор» о дружбе и сотрудничестве Украины и России уже де-факто не действителен, ряд соглашений расторгнуты, и апеллировать к ним уже не реально. Что касается нормализации отношений – это слово часто употребляется в России, и Владимир Путин накануне возвращения пленников сказал, что намечается большой обмен и есть предпосылки для возможной нормализации отношений Украины и России», – говорит Олеся Яхно-Белковская корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Нормализацию отношений, по мнению политолога, в Кремле понимают через призму своих национальных интересов, которые не совпадают с украинской позицией.

«Российская версия «нормализации» предельно понятна: уйти от различных международных судов – это и Гаага, и по рейсу МН17, и по Стокгольмскому арбитражу и из Международного суда по морскому праву, и начать процесс снятия санкций, снятия ответственности за свои действия против Украины, начиная с 2014 года», – отмечает Олеся Яхно-Белковская.

«Украинский вопрос», война на Донбассе также, по ее словам, вносят разногласия в понимание «нормализации» отношений с позиции Кремля и официального Киева.

«Хотелось бы понять украинскую версию нормализации отношений. Следующий вопрос для России – это, вероятно, амнистия для всех на Донбассе, формула Штайнмайера, о которой вспоминал Путин в разговоре с Макроном, в качестве актуализации в ходе следующего саммита нормандской четверки. Напомню, что формула Штайнмайера предусматривает сначала решение политических вопросов, а потом безопасности», – отмечает Олеся Яхно-Белковская.

О «псевдомире» на условиях России

По мнению заместителя директора Института мировой политики Николая Белескова, заявления которые идут из Украины, в том числе и по Донбассу, не разъясняют, есть ли у новой команды президента Зеленского своя политика для России.

«Складывается впечатление, что Россия будет реализовывать все то, что хочет Украина: вернет украинские территории и будет делать так, как мы этого хотим. И создается завышенное ожидание среди электората президента Зеленского. Конечно, вопрос в том, как Владимир Зеленский вернет оккупированные территории Донбасса, учитывая, что наша переговорная позиция слабее, чем у России. Как он будет реализовывать эти завышенные ожидания? Это создает риски потому, что псевдомир возможен на условиях России», – говорит Николай Белесков корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

«Цена такого «мира» – иллюзия мира, у России другая переговорная позиция – она будет требовать полного или частичного финансирования оккупированных территорий, таким образом, мы движемся по пути приднестровизации региона», – считает Николай Белесков.

Западная Европа, по его словам, посылает сигналы России о желании завершить конфликт на Донбассе, без учета интересов Украины.

«В понимании европейцев неважно: принесет ли Украина себя в жертву или нет, национальные интересы будут ли разменной монетой или нет – главное, чтобы были сняты санкции, и шла торговля между Евросоюзом и Россией», – подчеркивает Николай Белесков.

В риторике украинской власти, он отмечает, что все меньше можно услышать, что Россия – враг, и как Украина собирается защищаться в случае нового витка агрессии.

Новый уровень для украинского МИДа

Во время представления коллективу Министерства иностранных дел нового руководителя ведомства – Вадима Пристайко президент Украины Владимир Зеленский выразил уверенность, что под руководством нового министра внешнеполитическое ведомство Украины и украинская дипломатия выйдут на еще более высокий уровень.

«Я с ним работаю около четырех месяцев. Очень доволен нашим сотрудничеством. Иногда бывают сложные решения и непростые разговоры. Были телефонные разговоры с довольно сложными людьми – нам нужно было решать за одну секунду, и я видел, как это делал Вадим, как он мне действительно очень помогал», – поделился своим мнением президент Владимир Зеленский, сообщает 11 сентября пресс-служба главы украинского государства.

XS
SM
MD
LG