Линки доступности

Нуждаются ли жители Донбасса в российском гражданстве “второго сорта”?


Россия пообещала гражданам Украины свое гражданство, но обделила социальными выплатами

Российские паспорта для жителей самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» оказались «не того сорта», как такие же документы для жителей так называемой «Приднестровской Молдавской республики» (ПМР) или Южной Осетии с Абхазией, и не выдерживают для большинства конкуренции с биометрическими заграничными паспортами Украины. К тому же в отличие от других пророссийских непризнанных территорий, в «ЛНР» не обещают платить российские пенсии. В чем разница статусов разных контролируемых Россией территорий разбирался корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

ПМР-консульство
ПМР-консульство

30 апреля в селе Покровском Неклиновского района Ростовской области РФ в тестовом режиме открылся новый пункт выдачи российских паспортов жителям «ДНР», 29 апреля такой же пункт для жителей «ЛНР» уже открылся в городе Новошахтинске той же Ростовской области.

Пункты расположены не в палатках, а во вполне капитальных зданиях со всем необходимым оборудованием и персоналом, что еще раз подчеркивает, что выдача российских паспортов обладателям так называемых документов «ДНР» и «ЛНР» – это не спонтанная кампания, а тщательно подготовленное и плановое мероприятие, никак не зависящее от смены персоналий в президентском кресле соседней Украины.

Интересно, что пока даже власти самопровозглашенных республик до сих пор до конца не понимают процедуру и последовательность действий при получении российского гражданства. Сейчас «ДНР» и «ЛНР» движутся как бы разными колоннами в противоположных направлениях. Если так называемый «глава ЛНР» Леонид Пасечник распоряжается открыть дополнительные пункты приема документов для получения российских паспортов на подконтрольной территории, то «глава ДНР» Денис Пушилин торжественно поручил «министерству налогов и сборов и МГБ» разработать упрощенный механизм пересечения границы с Российской Федерацией, а «министру транспорта ДНР» в срок до 1 июня поручено «разработать схему и порядок движения пассажирского транспорта для централизованной доставки граждан ДНР к пунктам получения паспортов на территории Российской Федерации».

Предполагается, что паспортные пункты в Ростовской области для «ДНР» и «ЛНР» будут обрабатывать по 200 комплектов документов в сутки каждый. По версии статистических управлений самопровозглашенных республик там сейчас проживают 3.7 миллиона граждан, по подсчетам ООН – 2.8 млн. человек. Количество владельцев паспортов «ЛДНР» на данный момент разными источниками оценивается в цифры от 150 до 300 тыс.

Ясно пока одно – российский паспорт будут получать люди, уже имеющие так называемые паспорта «ЛДНР» – их около 10% от жителей неподконтрольных территорий, и среди них в основном чиновники местных администраций, бойцы вооруженных формирований из числа местных и люди, оставшиеся по разным причинам без легальных украинских документов.

Получить паспорт «ДНР» и «ЛНР» было совсем непросто – его, например, массово не могли получить бойцы отрядов Игоря Стрелкова, бежавшие вместе с ним из своих родных городов на севере Донецкой области. Они и работать легально толком не могли – в «ДНР» военное положение и люди с пропиской на «оккупированной Украиной территориях» здесь автоматически относятся к разряду возможных «украинских диверсантов». Нет справки о регистрации по месту жительства в Донецкой области на 7 апреля 2014 года – нет паспорта «ДНР», а получить такую справку в украинских Славянске, Дружковке или Мариуполе, у боевиков, находящихся в розыске СБУ и в базе данных сайта «Миротворец», не было ни единого шанса.

Славянск
Славянск

Вернувшиеся в рамках обмена пленными 27 декабря 2017 года бывшие бойцы вооруженных формирований «ЛДНР» по году не могли обзавестись документами самопровозглашенных республик, которые худо-бедно, но давали право на въезд в Россию и легализацию там.

Если для этих пораженных в правах войной людей получение гражданства Российской Федерацией еще можно рассматривать как опцию, то для остальных – это пока довольно непонятное приобретение. Холодный душ реальности полился на лояльных России жителей Донецка и Луганска практически сразу – Пенсионный фонд РФ внятно и доходчиво разъяснил, что на российские пенсии могут рассчитывать только новые граждане, переехавшие в Россию на постоянное место жительства.

«У нас в отделе паспорта ДНР не получал никто, за российскими очередь из наших тоже стоять не будет. Что они дадут, кроме траты 3.5 тысяч рублей?» – категорично заявила корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» сотрудница городского водоканала Донецка. Цифра в 3.5тысяч рублей (около 58 долларов) за «подготовку документов» фигурирует в появившихся в Донецке объявлениях вездесущих фирм-посредников –именно столько здесь получает в месяц, к примеру, медицинская сестра в больнице или технический работник в школе, самая массовая минимальная пенсия уже меньше.

Прямые затраты на документы на получение российского паспорта в Донецке тоже скрупулёзно подсчитаны – они составят 2150 рублей (примерно 35 долларов) (столько по минимальным расценкам будут стоить нотариально заверенные официальные переводы копий украинского паспорта и свидетельства о рождении, плюс нотариально заверенная копия т.н. паспорта «ДНР»)

"Это решение улучшит гуманитарную ситуацию и снимет напряжение. Люди будут иметь свободный выезд за пределы Российской Федерации, открываются новые пространства. Дети смогут учиться в других странах, можно заключать договора образовательные об обмене опытом, потому что дети уже могут выезжать, можно вывозить людей на лечение в другие страны" – так обрисовывает преимущества новых документов для российских СМИ уполномоченная по правам человека ДНР Дарья Морозова

Эти слова в Донецке вызывают только улыбку – через линию фронта ежемесячно совершается больше миллиона пересечений, очереди из желающих получить «безвизовый» для зоны Шенгенского соглашения украинский биометрический паспорт в миграционных службах Краматорска и Мариуполя наглядно демонстрирую, – за чем едут на подконтрольные Киеву территории десятки тысяч людей. “Голос Америки” писал о болельщиках «Шахтера» отправляющихся в путешествия за любимой командой в Германию на игры Лиги Европы, на вокзале Волновахи с каждого поезда сходят десятки загорелых людей, отдохнувших в Египте и Турции, и возвращающихся в Донецк. В «ЛДНР» есть преуспевающие по местным меркам люди, и они привычно пользуются преимуществами украинских паспортов и туристических вариантов – из Ростова-на-Дону, в отличие от близкого украинского Запорожья, чартеры на дешевый Египет не летают со времен террористического акта над Синаем в 2015 году.

Приднестровье – паспорта и пенсии для всех

Донецк и Луганск в 2014 году манили перспективами Крыма, а пугали почему-то примером непризнанного Приднестровья. С ситуацией на разномастных непризнанных территориях тут знакомы все – более-менее зарабатывающие чиновники «ДНР» из-за возможных обвинений в «измене родине» выезжать на отдых через Украину не могут, предпочитают привычный Крым и относительно недорогую Абхазию.

Крым Россия сразу присоединила ко всем социальным сервисам метрополии – пенсии там в среднем в три раза больше, чем в Донецке и Луганске. Абхазия и Южная Осетия –крайне маленькие по сравнению Донбасса образования, в них соответственно 30 и 33 тысячи пенсионеров с паспортами РФ, которые на разных условиях, но тоже получают российские пенсии. Например, в Абхазии паспорта России тоже выдавали без обещаний социальных выплат, но затем РФ взяла на себя одностороннее обязательство доплачивать пенсии, если Абхазия устанавливает их ниже обговоренного минимума.

Чуть более похожа на Донбасс масштабами ситуация в т.н. «ПМР», в которой согласно местной переписи от 2015 года проживает 475 тысяч граждан. На осень 2018 года здесь говорили о 220 тысячах обладателях российских паспортов, что по большому счету в местных условиях подавляющее большинство (на момент переписи до 30% граждан «временно отсутствовали», молодые люди массово выезжают из «ПМР» и сколько там населения на сегодняшний день – непонятно). Для выдачи паспортов тут хватило обычных законов РФ без объявления каких бы то ни было «льготных режимов».

Когда говоришь с местными пенсионера в Тирасполе и Бендерах складывается впечатление, что для властей т.н. «ПМР» перевод пожилых людей на российские пенсии оказался сродни государственной программы по снижению нагрузки на местный бюджет. Стариков обзванивают, предлагают бесплатные консультации, помощь в оформлении документов – в российский консульский пункт выстраиваются регулярные очереди.

Разъяснения, которые российский Пенсионный фонд раздает пока еще гражданам Украины в «ДНР» ( «пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства») – тут просто не представимы.

Интересен и местный статус людей с российскими паспортами – он откровенно невысок. Если ты не пенсионер, и у тебя только российский паспорт в кармане – это как знак изгоя. Все, кто родился в Приднестровье до 1992 года, а также их дети имеют полное право на молдавский паспорт, с таким же как у украинского безвизовым режимом с 96 странами. Все, кто имеет молдавский паспорт после бюрократических процедур, но без особых проблем может получить румынский паспорт – который уже дает право легальной работы в странах Евросоюза.

Оговорка «рожденный до 1992 года» отсекает от молдавских паспортов россиян, приехавших сюда в 1992 году воевать и оставшихся на этой благодатной земле жить, военных пенсионеров российской армии из местной группировки бывшей 14 армии РФ, и других связанных с Россией приезжих людей. Мужчин с российским паспортом относительно призывного возраста (украинские пограничники определяют его довольно произвольно – лет с 16 до 60) не пускают с 2014 года через свою границу Украина, семьи с отцом-россиянином банально не могут полным составом выехать летом отдохнуть на единственное рядом море – в Одессу.

Большинство встреченных в Приднестровье корреспондентом Русской службы “Голоса Америки” людей имели от трех до четырех паспортов. К «обязательным» – приднестровскому и российскому – добавлялся молдавский или украинский, плюс часто какой-нибудь паспорт Евросоюза (тут велика еще и местная болгарская община, которая тоже свободно получает гражданство исторической родины).

В Приднестровье обладатель только паспорта России, не достигший пенсионного возраста – это человек, который не может поддержать семью даже сезонной работой в Европе.

После Приднестровья пафос заявлений Владимира Путина о выдаче паспортов России как приманке для украинцев просто непонятен. Отсутствие гарантированных российских пенсий для новых граждан России непосредственно из т.н. «ДНР» и «ЛНР» делает ее гражданство и вовсе непривлекательным для большинства. Глядя на практическое применение последнего указа Владимира Путина – всего два пункта с пропускной способностью в сотни паспортов в день, получением гражданства РФ исключительно лояльным населением с паспортами «ДНР» и «ЛНР» без возможности получать российские пенсии – вероятной начинает выглядеть следующая версия происходящего.

В Донецке сегодня говорят, что паспорта России – это не подготовка к присоединению территорий, а подготовка эвакуации или защиты «своих» в случае выполнения Минских соглашений и прихода на эти территории переходной международной администрации с миротворцами на границе России и Украины.

Главная проблема людей в Донецке и Луганске вовсе не отсутствие документов, а война, безработица и повальная бедность.

Впрочем, одна особая большая льгота у «граждан ДНР и ЛНР», согласно Указу Владимира Путина, все же есть – они могут не отказываться от украинских паспортов.

XS
SM
MD
LG