Линки доступности

Украина: федерализация или регионализация?


Судьба страны решится на референдуме в мае

Предложение провести референдум по государственному переустройству Украины было озвучено исполняющим обязанности главы президента страны Александром Турчиновым 14 апреля. Отвечая на информацию о возможной федерализации страны, он сообщил, что такая мера проведена не будет, однако власти обсуждают вопрос о расширении полномочий регионов.

По информации российских и украинских СМИ, Турчинов заявил, что убежден в единомыслии украинцев, которые, по его мнению, в ходе референдума выскажутся за «неделимую, независимую, демократическую и унитарную Украину». «Это мое убеждение, и я уверен, что все сидящие здесь разделяют эту позицию», – пояснил он.

Напомним, что устроить референдум и поделить Украину на республики потребовали на прошлой неделе участники митингов на юго-востоке страны. Проведение референдума планируется 25 мая – в один день с выборами нового украинского президента.

Тем временем эксперты обсуждают возможное будущее Украины, которая сейчас, по их общему признанию, «разваливается на куски». Специалисты склонны считать, что единственно возможным выходом для республики может стать предоставление более широких полномочий регионам, и вопрос состоит лишь в том, превратится ли Украина в федерацию.

По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, в федерализации украинской республики нет и не может быть ничего криминального.

«Это страна многонациональная, как и США, как и Россия, геополитические представления в разных ее частях существенным образом отличаются», – привел он аргумент в пользу федерализации в беседе с корреспондентом «Голоса Америки»

Также, по его словам, в данный момент, когда «на большом евразийском пространстве на тему Украины пока не будет мира и согласия», республике лучше всего было бы «стать такой большой Швейцарией, то есть нейтральной страной с федеративным устройством».

При этом успех референдума, по мнению Жарихина, зависит в большей степени от встречи лидеров России, США, ЕС и Украины, назначенной на 17 апреля, чем от активности украинской общественности.

«Если международные силы в апреле договорятся, то и силы внутри Украины пойдут на договор, – добавил он. – Ни для кого не секрет, что во многом политическую ситуацию определяет столкновение или компромисс именно ЕС, США и России, даже больше, чем позиции внутри самой Украины».

Чуть более неоднозначно на вещи смотрит политолог Николай Петров.

«Мне кажется, что так или иначе [федерализация] – единственный выход, – пояснил он в комментарии «Голосу Америки». – Вопрос только в том, что та федерализация, за которую стоит МИД России, и та федерализация, которую представляет себе киевское правительство, – это очень разные вещи».

По его слова, когда МИД РФ говорит о федерализации, он имеет в виду независимость востока Украины от ее запада и от правительства в Киеве, а правительство Турчинова и Яценюка видит федерализацию в несколько ином ключе.

В успехе майского референдума эксперт не уверен: по его мнению, тут наблюдается слишком значительное столкновение интересов.

«Я думаю, дело даже не в референдуме, а в том, что позиция Кремля заключается в том, чтобы получить контроль над всей Украиной на каких-то условиях, а если на это запад не согласен, то получить контроль над востоком, – констатировал он. – В этом смысле тяжело найти почву для компромисса».

США и Россия: мифы и правда

Встреча глав США, ЕС, России и Украины, которая должна состояться 17 апреля и на которую многие возлагают большие надежды, рискует не состояться, если Киев решит применить силу против протестов на юго-востоке страны.

«Что же вы думаете, что завтра начнут украинские вооруженные силы боевые действия на юго-востоке страны, а мы будем бумаги писать к этой встрече?» – заявил по этому поводу постпред РФ при ООН Виталий Чуркин.

Ранее Госдепартамент США опубликовал 10 утверждений России о положении в Украине, которые, по мнению Запада, являются мифами российской пропаганды. Эпиграфом к документу стало заявление президента Обамы от 26 марта: «Никакое количество пропаганды не сделает правильным то, что весь мир считает неправильным».

По мнению Госдепартамента, главный миф России в отношении украинской ситуации заключается в том, что на территории республики силы Москвы действуют значительно активнее, чем это представляется в официальных источниках. Вашингтон убежден, что в Украине ведется пророссийская пропаганда, что там действуют российские агенты, что Россия не уводит, как обещала, свои войска от границ, и что украинские сепаратисты получают поддержку в виде российского оружия и камуфляжа.

Последнее утверждение вызвало у политолога Владимира Жарихина откровенный смех.

«Понятно, что ничего, кроме российских продуктов, на постсоветском пространстве нет, и это совершенно не доказывает их причастность к РФ, – заявил он. – А по поводу других претензий повторю слова Чуркина и Лаврова: “Поймайте и покажите”».

Николай Петров на вопрос корреспондента «Голоса Америки» о сообщении Госдепартамента ответил более сдержанно.

«То, что мы наблюдаем в пропагандистской войне и с той, и с другой стороны, – это некоторый “перехлест” и черно-белое видение картины, потому что реально ситуация сложнее, – отметил он. – Но понятно и то, что без участия России того, что мы сейчас видим на востоке Украины, наверное, не случилось бы».

Однако, по словам эксперта, не стоит сбрасывать со счетов и то, что без «горючего материала внутри» республики и само участие России в украинской ситуации выглядело бы иначе.
XS
SM
MD
LG