Линки доступности

Украина не исключает нового похода своих военных кораблей из Черного в Азовское море


Керченский мост
Керченский мост

Киев хотел бы организовать морскую кампанию при поддержке зарубежных партнеров

Украина не исключает нового морского перехода через Керченский пролив. Об этом пишет украинская пресса, цитируя слова секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александра Турчинова.

Напомним, что в интервью «BBC News Україна» секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов не исключил нового прохода военных кораблей через Керченский пролив.

«Да. Это для нас принципиально. Если мы остановимся и отступим, то Россия фактически выполнит свое задание по захвату Азовского моря, предъявит миру самоопределенные новые морские границы в Черном море, де-факто легализировав оккупацию Крыма», – отметил он 19 декабря.

Александр Турчинов сообщил, что Украина предлагает зарубежным партнерам принять участие в проходе из украинских черноморских портов в украинские порты на Азовском побережье.

«Будем приглашать и представителей ОБСЄ и других международных организаций, чтобы они присутствовали на наших кораблях, для того, чтобы доказать всему миру, что Украина и ее моряки не нарушают никаких законов и международных правил», – подчеркнул он.

По словам секретаря СНБО, после событий 25 ноября Россия «осуждена, но не наказана», сообщает «BBC News Україна».

Керченский пролив – мнение экспертов

Обнаглевшая от нашего попустительского отношения и международного невмешательства, Россия на подобный трюк уже не клюнет. К подобному заключению приходит эксперт по вопросам национальной безопасности и обороны, из Украинского института будущего Ираклий Джанашия.

На сайте издания «Новое время» (NV.ua) в разделе «Мнения» он рассматривает несколько сценариев, в случае реализации плана секретаря СНБО.

«Отдельный вопрос – желание стран НАТО участвовать в этой авантюре. Вопреки договоренностям с западными партнерами Украина инициировала поход трех кораблей ВМСУ 25 ноября, не заручившись ничьей поддержкой, и даже не проконсультировавшись», – отмечает Ираклий Джанашия на страницах «Новое время» (NV.ua).

Эксперт Андрей Миселюк на сайте Корреспондент.net пишет о том, что «месяц, прошедший после нападения 25 ноября на украинские корабли, показал: отсутствует общее понимание того, что необходимо максимально быстрое и жесткое наказание России за новый виток ее "беспредела"».

«А «изюминкой на тортике» стала сегодняшняя информация о том, что российский ракетный фрегат с вертолетом движется из Крыма в направлении Азовского моря», – подчеркивает Андрей Миселюк в рубрике «Я – Корреспондент» 21 декабря.

Новая попытка украинских военных кораблей пройти через Керченский пролив должна осуществляться с сопровождением корабля НАТО. Об этом страницах интернет-издания «Апостроф» пишет военный обозреватель сайта «Информационное сопротивление» Александр Коваленко.

«Если проход осуществится, он, во-первых, должен проводиться в сопровождении кораблей одного из партнеров Украины по НАТО. Во-вторых, если же такого сопровождения не будет, проход должен быть организован куда лучше, чем в последний раз. В частности, когда наблюдал за этими трагическими событиями в Черном море при попытке прохождения через Керченский пролив, я отметил такой важный фактор: на катерах было бы весьма уместно проведение видеорегистрации и видеомониторинга в реальном времени, чтобы все нарушения российской стороны фиксировались не только благодаря банальному попустительству членов российского экипажа, который заснял таран нашего буксира», – отмечает Александр Коваленко.

Он отмечает, что «Россия получила уже достаточно сигналов, что поведение ее флота приравнено к поведению пиратов – вне законов и правил, установленных международным законодательством», сообщает «Апостроф».

Про «азовский фронт» гибридной войны

Директор Центра общественно-информативных технологий «Форум» Валерий Дымов считает, что Украина имеет право свободно проводить свои корабли через Крымский канал.

«И не просто потому, что мы имеем право это делать, мы обязаны! Иначе отдадим Азовское море под контроль Путину, что он и хочет, чтобы мы сделали. А дальше конфликт однозначно перейдет в Черное море. Сегодня Россия блокирует наши порты в Бердянске и Мариуполе – мы понимаем, что это влияет на экспортно-импортный потенциал наших металлургических предприятий. Мы должны договариваться с нашими партнерами для того, чтобы наши суда под мониторингом флота НАТО, под флагами США и Великобритании могли свободно проходить из Черного в Азовское море», – говорит Валерий Дымов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он считает, что пока такие желания – мониторинг НАТО в Азовском море – не больше, чем экспертное предположение. Однако открытость Азовского моря и Керченского пролива для кораблей НАТО доказало бы преднамеренную провокацию со стороны России 25 ноября.

«Путину пришлось бы либо пропустить корабли НАТО и это докажет, что в прошлый раз была провокация с украинскими кораблями, либо не пропускать их, а каким образом он не пропустит их? В той ситуации, которая складывается, – это вопрос. Понятно, что Кремль поднимает ставки и заявляет, что если вы не хотите столкновений, тогда отдайте Азовское море нам. Но если мы будем проводить наши корабли под мониторингом наших союзников по НАТО, то это будет очень серьезным поражением Владимира Путина», – отмечает Валерий Дымов.

Он считает, что, согласно двухстороннему договору между Украиной и Россией об использовании Керченского канала и Азовского моря, Украина имеет право проводить свои корабли без лоцманов, используя свои системы навигации.

«Так и было в первый раз, когда прошли по каналу «Корец» и «Донбасс», Россия обнаружила, что она спокойно может пропускать украинские корабли, и на информационном фронте она тут же проиграла, потому, что оказалось, что украинцы могут проводить корабли по каналу, который якобы принадлежит России», – подчеркивает Валерий Дымов.

Международное сообщество, комментарии Госдепартамента США, резолюция Генассамблеи ООН, по словам политолога, всю ответственность за нападение на украинские корабли возлагает на Россию.

«Азовское море – если так можно сказать, теперь это азовский фронт гибридной войны, которую развязала Россия в Украине. Представитель Украины на переговорах в Минске Евгений Марчук правильно сказал, что нужно разместить миссию ОБСЕ в Керчи, и тогда всем будет понятно, что происходит в Керченском проливе. Эта идея не нравится России, но мы обязаны это сделать», – отмечает Валерий Дымов.

Вместе с тем, эксперт считает, что западным странам не просто выдерживать консенсус по введению новых санкций против России за ее агрессивные антиукраинские действия.

«Для них выдерживать консенсус намного сложнее, чем вводить новые санкции. И Путин это знает. А беззубость Запада, в том числе из-за того, что Владимир Путин с европейскими партнерами позволяет себе то, что он позволяет в Азовском море», – отмечает Валерий Дымов.

Об амбициях в политической борьбе

Политолог Александр Харебин отмечает, что ситуацию в Керченском проливе нельзя рассматривать в отрыве от общей стратегии и целей Российской Федерации, направленных на уничтожение украинской государственности.

«Именно поэтому решение вопроса судоходства в Керченском проливе находится в плоскости четкой и недвусмысленной поддержки Украины со стороны ее партнеров, ключевым из которых, безусловно, являются Соединенные Штаты. Заявленное присутствие в Черном море кораблей НАТО без решительных действий политического, экономического и в будущем, вполне вероятно, военного характера по принуждению Российской Федерации к возврату status quo в отношении независимости и геополитического выбора Украины, не решит текущую ситуацию», – отмечает Александр Харебин в комментарии корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По мнению Александра Харебина, после захвата украинских военных кораблей вопрос «большой войны», которая может начаться на европейском континенте из-за геополитических амбиций президента России, перешел из категории военной теории в плоскость «часа Ч», когда эта война начнется.

«Именно поэтому инициатива главы СНБО о том, что Украина готова вновь направить свои корабли для прохода через пролив вызывает смешанные чувства. Безусловное право независимого государства на судоходство в собственных территориальных водах неоспоримо, однако сложившаяся военно-политическая конфигурация в регионе заставляет задуматься о последствиях такого решения, если оно будет принято», – Александр Харебин.

Он также отмечает влияние текущего момента в данной ситуации, сложившееся после 25 ноября – «ставки в этой игре нервов и амбиций слишком высоки», говорит политолог.

XS
SM
MD
LG