Линки доступности

Профессор Рябчук: «Война и Революция достоинства на Майдане помогли объединить Украину»


Украинская идентичность укрепилась, вопреки военному вмешательству России

Война в Украине широко освещалась в СМИ, прежде всего – в российских, как результат некоего радикального раскола в стране по поводу национальных приоритетов, выбора между Восток и Западом, между «Евразийской» и «Европейской» моделями развития. Согласно данному взгляду, более индустриальный Восток, где этнические русские исповедуют православие и говорят по-русски, экономически зависят от России, и отдают предпочтение политическим и экономическим связями со своим огромным соседом.

В свою очередь, на западе Украины больше надеются интегрироваться в европейские экономические и политически институты и институты безопасности. Регион в большинстве населен греко-католиками, здесь говорят в основном на украинском.

Независимые эксперты не раз отмечали, что такой упрощенный подход играет на руку московской пропаганде, которая видит в революции Майдана неконституционный переворот западных украинцев, отказывающих русскоговорящему населению Востока в реализации его культурных и политических правах. Этот пропагандистский тезис также используется для оправдания российской интервенции. Однако сегодня все больше свидетельств и доказательств того, что украинская нация на самом деле еще более сплочена, чем этого ожидали некоторые политики и эксперты.

Выясняется, что за пределами оккупированных регионов Донбасса и Крыма, поддержка российского вмешательства со стороны украинского населения практически равна нулю.

Профессор Николай Рябчук из Института политических и национальных исследований в Киеве и ведущий эксперт по вопросу украинской идентичности, разделяет этот вывод, и считает, что сегодня Украина еще более объединена, чем этот было до военного вмешательства ее северного соседа. Об этом украинский ученый заявил, выступая с презентацией в университете Джорджа Вашингтона в Вашингтоне 29 марта. Профессор Рябчук согласен с тем, что в стране существуют различия по ключевым вопросам, однако это разногласия не между этническими русскими и украинцами, или так называемыми «русофобами и украинофобами», и даже не между Востоком и Западом.

Скорее, раздел пролегает по линии предпочтительности одного из двух типов украинской идентичности: первая, которую можно назвать антисоветской, поддерживает демократические институты, рыночную экономику и не испытывает ностальгии по СССР. Этот проект, по мнению ученого, имеет в своей основе две причины: во-первых, прозападное наследие Габсбургской культуры, которое существует на территории бывших австро-венгерских провинций западной Украины.

Во-вторых, данный «демократический проект» и движение украинского национального сознания зародился еще в 19 веке в Харькове (с появлением Харьковского университета), хотя сегодня большинство здешнего населения дома предпочитает общаться на русском. Второй проект идентичности является постсоветским, его сторонники отдают предпочтение авторитарному режиму и жалеют о распаде СССР. Какими бы серьезными не казались разногласия между сторонниками этих двух национальных проектов, Рябчук считает, что внешняя угроза нации делает их все более малозначительными.

Рябчук продемонстрировал, через данные исследований общественного мнения Украины, как западные ценности становились все более популярными с периода получения независимости Украиной в 1991 году, включая этнических русских и православных. Эти взгляды разделяют также люди с более высоким образованием, более обеспеченные и живущие в городах. Они поддерживают позиции, согласным которым Украина должна вступить в НАТО и ЕС. Даже на Донбассе лишь меньшинство поддерживает объединение с Россией, что бы они ни думали о компетентности киевского правительства.

В вопросе «к какой стране вы относитесь наиболее положительно?» Россию для украинцев заменила Польша. Исключением в этой общенациональной тенденции, по данным профессора Рябчука, выглядит Крым, где этнические русские, которые не так давно переселились на полуостров, все еще лояльно относятся к Москве.

«Война и Революция достоинства на Майдане помогли объединить Украину», – сделал вывод Николай Рябчук. Результаты российского вмешательства, таким образом, оказались противоположными тем, на которые наделся Кремль – Украина не распалась.

По его словам, война в стране привела к тому, что ключевым вопросом в украинской идентичности стал не принцип «земли» и «крови», а приоритет ценностей – главная характеристика современных европейских государств.

Тем не менее, делать прогнозы относительно будущего Украины – задача по-прежнему весьма сложная. Социальные различия остаются, распространение западных ценностей в стране происходит неравномерно. Россия все еще имеет экономические, политические и иные инструменты влияния, чтобы дестабилизировать ситуацию в Украине. Кроме того, правительству Петра Порошенко так и не дается полностью задействовать потенциал активного гражданского общества в Украине.

Однако один вывод из имеющихся у украинских социологов данных, уже можно сделать: процесс распространения ценностей, лежащих в основе западного мировоззрения, в Украине стал необратимым.

XS
SM
MD
LG