Линки доступности

Аварии на украинских шахтах унесли жизни двадцати одного горняка


Аварии на украинских шахтах унесли жизни двадцати одного горняка
Аварии на украинских шахтах унесли жизни двадцати одного горняка

Украинские угольные шахты считаются одними из самых опасных в мире, но закрывать их не спешат

В пятницу 29 июля на украинских шахтах Донбасса произошли две аварии, в результате которых погиб 21 горняк, пятеро – госпитализированы, судьба еще четырнадцати остается неизвестной. Такие данные приводят украинские информационные агентства на 21.00 пятницы по местному времени.

Первая нештатная ситуация случилась в 01 часов 57 минут по местному времени на глубине 915 метров шахты «Суходольская-Восточная» Краснодонского района Луганской области. В результате аварии погибли 17 горняков, двое находятся в реанимации, судьба еще девяти оставалась неизвестной. Всего в эпицентре взрыва находились 28 человек.

Следующая авария остановила работы на шахте им. Бажанова в Макеевке Донецкой области Украины. В 09 часов 40 минут этого же дня произошло разрушение наземной части ствола клетевого подъема – устройства для подъема-спуска людей. В результате два человека погибли на месте инцидента, и еще двое скончались позже в больнице. До сих пор остается неизвестной судьба семи горняков с шахты им. Бажанова.

О причинах говорить еще рано

Как сообщили Русской службе «Голоса Америки» в оперативном штабе на месте трагедии на шахте «Суходольская-Восточная», у специалистов пока еще нет единого мнения, что послужило причиной аварии.

«Причины… То, что это взрыв – это понятно. Возможно, метано-воздушая смесь. Но нужно дождаться результатов работы следственной комиссии. Вердикт тому, что случилось, могут дать только соответствующие органы», – отметила спустя семнадцать часов после взрыва начальник отдела связи со СМИ территориального управления Госгорпромнадзора по Луганской области Анастасия Шуркаева.

На пострадавшей шахте выступил президент Украины Виктор Янукович, который прервал свой отпуск и принял участие в заседании государственной комиссии для расследования обстоятельств инцидента.

«Я хотел бы, чтобы обстоятельства трагедии были рассмотрены с точки зрения законности. Чтобы мы посмотрели, не было ли здесь нарушения закона. Чтобы были защищены права пострадавших», – сказал Янукович в пятницу, обращаясь к генеральному прокурору Виктору Пшонке во время заседания государственной комиссии на территории шахты «Суходольская-Восточная».

Правда, все же некоторые из шахтеров в интервью украинским телеканалам заявили, что к технике безопасности на шахте «Суходольская-Восточная» часто демонстрировалось халатное отношение со стороны администрации шахты.

Как сообщает информационное агентство УНИАН, семья каждого горняка, погибшего в результате аварии на шахте «Суходольская-Восточная», получит по одному миллиону гривен материальной помощи (около 125 тыс долларов).

«Каждой семье погибшего шахтера будет оказана помощь в размере 1 миллиона гривен», – об этом УНИАН сообщили в пресс-службе ОАО «Краснодонуголь», которое входит в индустриальную империю самого богатого украинца, народного депутата из Партии регионов Рината Ахметова.

Жизнь по цене угля


По данным СМИ, из-за устаревшего оборудования и несоблюдения условий охраны труда украинские угольные шахты считаются одними из самых опасных в мире. По статистике, в Украине на каждый миллион добы¬того угля приходится 4 погибших шахтера.

Как сказал русской службе «Голоса Америки» председатель ЦК профсоюза работников угольной промышленности Украины, народный депутат из Партии регионов Виктор Турманов, шахта «Суходольская-Восточная» еще со времен Советского Союза приносила ужасные «подарки».

«Она – сверхкатегорийная по газу, то есть – очень сложная. Эксплуатируется с 1980 года. Я лично помню, при президенте Кравчуке она забрала жизни 63 человек (1992 год), при президенте Ющенко – восьми (2006 год). Но от беды никто не застрахован. В чем причина? На таких шахтах, прежде чем что-то сделать, нужно десять раз отмерить. У нас иногда, подчеркиваю, иногда – рискуют. А, мол, один раз проскочило и второй раз, может, пройдет. Но на этих опасных шахтах так не бывает», – подчеркивает Турманов.

На вопрос о том, стоит ли закрывать опасные для жизни шахты, он советует об этом спрашивать самих горняков.

«На шахте им. Засядько в 2007 году произошла самая масштабная катастрофа за все время независимости Украины – погиб 101 шахтер. Шахта опасная, глубокого залегания, ее хотели закрыть. Но коллектив взбунтовался и принял обращение к президенту, в котором потребовал оставить предприятие в покое», – подчеркивает Виктор Турманов.

Работа на шахте: без альтернативы

По мнению украинского эксперта по экономическим и энергетическим вопросам Романа Ницовича, тому, что на украинских шахтах периодически гибнут люди, есть несколько основных причин.

«В первую очередь нужно говорить о системном кризисе в угольной отрасли, отсталости и неразвитости украинских шахтных технологий. На государственных угольных предприятиях часто нет средств для поддержки и обновления сферы безопасности труда. На частных – эти средства не всегда рационально распределяются», – говорит главный редактор сайта Ua-energy.org Ницович.

Он утверждает, что Украина сегодня только начинает осваивать некоторые важные шахтные технологии, которые повсеместно применяются в Европейском Союзе не первый год.

«Технология деметанизации шахтных стволов успешно развивается на Западе, а шахтный метан – это реальная альтернатива трубному газу и его закупкам в России, на спотовом рынке. У нас проект улавливания метана действует лишь на одной шахте им. Засядько», – отмечает Роман Ницович.

Нерентабельные и опасные шахты, по мнению эксперта, закрыть в Украине практически невозможно. Уже хотя бы потому, что государство не гарантирует выполнения всех социальных обязательств для семей горняков.

«Города на востоке Украины строились по принципу моногорода, вблизи одного предприятия: шахты, металлургического предприятия. Разговор сегодня идет не просто о том, как перепрофилировать шахтеров с закрывающихся шахт, обеспечить членов их семей, но о том, что перестроить структуры регионов, чтобы кроме шахт, там появилась возможность где-либо еще трудиться», – подчеркивает Роман Ницович.

По его словам, для закрытия одной нерентабельной шахты необходимо потратить три года. Предыдущее правительство Юлии Тимошенко ставило перед собой цель продать в ближайшие годы 99 государственных шахт. Однако эти планы, резюмирует эксперт, остались только на бумаге.

Другие материалы о событиях в Украине читайте в рубрике «Украина»

XS
SM
MD
LG