Линки доступности

Индекс восприятия коррупции: Украина – худшая страна в Европе


Эсперты: в стране даже коррупционеры против существующих масштабов коррупции

В Индексе восприятия коррупции – ежегодном отчете международной организации Трансперенси Интернешнл, который был опубликован 5 декабря, эксперты опустили Украину на 144 строчку из 174 возможных позиций. Ниже Украины к концу Индекса восприятия коррупции нет ни одной европейской страны. Выше нее – кроме признанных мировых лидеров в борьбе с коррупцией – другие республики постсоветского пространства, географические расположенные в Европе. Например, Россия на 133 месте, Беларусь на 123-м.

Лучшие результаты среди бывших постсоветских стран – у Эстонии (32 место) и у Грузии (51 место). Замыкают список на 174-й строчке три страны: Афганистан, Северная Корея и Сомали. Открывают список, практически, с нулевым влиянием коррупции на общество – Финляндия и Дания. Соединенные Штаты расположились в первой «двадцатке» – на 19-той строчке.

По словам президента Трансперенси Интернешнл в Украине Алексея Хмары, любой результат в Индексе ниже тридцати баллов свидетельствует о том, что в стране существует тотальная коррупция.

«Ситуация в Украине (26 баллов) и в России (28 баллов) одинакова плоха. Украина стремительно догоняет Россию в вопросе монополизации коррупции. Украинская власть сконцентрировалась на бумажной работе, забыв, что противостоять коррупции необходимо действиями», – говорит Алексей Хмара Русской службе «Голоса Америки».

Интересная коррупция


По его словам, за годы президентства Виктора Януковича ситуация в области противодействия коррупции только ухудшилась. Он называет «показательными выступлениями» задержание мелких взяточников, о которых регулярно сообщают украинские СМИ, и говорит, что коррупция, как феномен имеет три уровня.

Алексей Хмара подробно объясняет, чем один уровень коррупции отличается от другого: «Первый – бытовая коррупция. На этом уровне люди добровольно дают взятки, “благодарят” за услуги в больнице, школе. <…> Второй – административная коррупция. Это коррупция по требованию, наши контакты с чиновниками. Мы понимаем, что дешевле заплатить, чтобы ускорить требуемый процесс», – говорит Алексей Хмара.

Он считает, что для успешной борьбы с этими двумя уровнями достаточно политической воли при активном участии гражданского общества.

«Третий уровень – это элитарная или политическая коррупция. В высших эшелонах власти, начиная с парламента, президента, кабинета министров, – подчеркивает Алесей Хмара, – люди уже имеют доступ к ресурсу, но соблазн настолько велик, что жизнь по законам этого типа коррупции становится определенным смыслом существования коррупционера».

Вместе с тем, он считает, что ни власть, ни оппозиция в Украине пока не идут дальше разговоров об искоренении коррупции третьего уровня. В то же время, сами украинцы, по мнению Алексея Хмары, не демонстрируют готовности жить в обществе без коррупции.

Мелочи коррупции

«Плюс к этому необходимо иметь понимание сути избирательного процесса. Граждане должны знать, что в 2015 году, например, мы будем выбирать не просто фамилию президента, а топ-менеджера с фамилией. Такой подход к президентским выборам – это уже другая психология отношений в обществе, в этой области я вижу наибольшие проблемы на постсоветском пространстве. Люди продолжают верить в доброго царя, причем в понимании древнеримской империи, который всю неделю убивал, но по пятницам разрешал гражданам бесплатно ходить в Колизей», – говорит Алексей Хмара.

По словам политолога Александра Палия, украинская действительность такова, что коррупция как явление вызывает возмущение не только среди простых граждан, но и, как это ни странно, среди самих коррупционеров.

Это утверждение он объясняет тем, что коррупция в Украине была введена в государственную систему с середины 90-х годов прошлого века в период руководства страной Леонида Кучмы, и особенно распространилась во время президентства Виктора Януковича.

«Главная проблема коррупции в Украине заключается в том, что ее основные массивы находятся на наивысшем уровне. Коррупция в школах, больницах, на бытовых уровнях и в коммунальных сферах – это все мелочи», – отмечает Александр Палий.

Важным отличием украинской ситуации от ситуации в других постсоветских странах, он называет нежелание простых украинцев принять коррупцию как один из нормальных атрибутов жизни. Но, к сожалению, считает Александр Палий, в вопросах противостояния коррупции, граждане Украины все еще остаются без поддержки властей.

Не только о коррупции

«Еще несколько лет назад было такое выражение, которым кичились выходцы из Донецка, мол, “Донбасс порожняк не гонит”. Но все происходит с точностью до наоборот. Ни в экономике, ни в судебной сфере, ни в защите прав человека – нигде нет реформ, везде – один сплошной порожняк», – говорит Александр Палий.

В то же время он считает, что российская власть и бизнес, коррупцию как явление, воспринимают более спокойно, чем в Украине. Он также не исключает, что в России с давних времен бизнес толерантнее относится к коррупции, хотя в Индексе восприятия коррупции Россия демонстрирует лучшие, чем Украина, показатели.

Напомним, что на этой неделе Украина не первый раз попадает в отчеты международных экспертных организаций, которые критикуют ход реформ, финансовые и экономические показатели в стране.
XS
SM
MD
LG