Линки доступности

Ключевые принципы внешней политики Трампа: мнение экспертов


Дональд Трамп
Дональд Трамп

Почти 30 лет Трамп критиковал международные альянсы и торговые соглашения, а также благоволил авторитарным режимам, считает исследователь

ВАШИНГТОН – Вопреки распространенному мнению, избранный президент Дональд Трамп удивительно последовательно придерживался определенных позиций во внешней политике с тех пор, когда в 1980-х приобрел известность как строительный магнат с политическими амбициями.

В 1987 году 41-летний Трамп разместил в национальных газетах полностраничный рекламный материал, в котором осудил оборонную политику Америки, заявив, что США «должны перестать оплачивать защиту стран, которые способны защищать себя самостоятельно».

Этот материал «разительно напоминает те идеи, с которыми он выступает сегодня», говорит Томас Райт из вашингтонского Института Брукингса.

Райт изучил десятки интервью, выступлений, заявлений и газетных реклам Трампа, чтобы составить представление о взглядах избранного президента. Он обнаружил, что Трамп начал проявлять серьезный интерес к международным делам в 1980-х, и его позиции с тех пор не менялись.

Ключевые принципы Трампа

Исследование Райта выявило три ключевых принципа, которых, по его словам, Трамп последовательно придерживался на протяжении большей части трех последних десятилетий, и которые едва ли значительно изменятся после того как он войдет в Белый дом в январе будущего года.

Во-первых, Трамп крайне критически относится к международным альянсам Америки и хочет от них отказаться. Во-вторых, Трамп выступает против торговых соглашений с другими странами и «хочет использовать пошлины и штрафные санкции для перестройки международного экономического порядка». Наконец, Трамп «питает слабость» к авторитарным режимам, особенно к России.

«Хотя было много тем, по которым у него не было никакого мнения, и много тем, по которым у него были разные мнения, есть несколько вопросов, по которым он занимает последовательную позицию на протяжении последних трех десятилетий», – говорит Райт.

Как Трамп пришел к таким взглядам, до конца не ясно. Трамп предполагает, что это могло быть связано с экономическим подъемом Японии и ростом японских инвестиций в нью-йоркскую недвижимость в 1980-х.

Изоляционистская доктрина

Райт считает, что эти принципы, рассматриваемые вместе, описывают изоляционистскую внешнеполитическую доктрину Трампа. В последние дни кампании Трамп использовал любую возможность, часто спонтанно, чтобы внедрить в сознание людей три его любимых внешнеполитических темы. Он осуждал союзников НАТО за то, что они бесплатно пользуются привилегиями, которое дает членство в альянсе. Он обвинял Китай в том, что тот «уничтожает его страну». Он также восхвалял российского президента Владимира Путина, как сильного лидера, с которым он сможет вести дела.

«Думаю, Россия станет интересным испытанием, – говорит Райт. – Критика Путина, критика России отвечала его политическим интересам, но он никогда ее не допускал. Несмотря на противодействие оппонентов, он всегда положительно отзывался о Путине и России. Это показывает, насколько он в это верит».

До внушительной победы Трампа на президентских выборах многие эксперты считали, что его жесткие высказывания в отношении Китая и НАТО являются популистской риторикой. Теперь они задаются вопросом, станут ли его взгляды более умеренными из-за ограничений, накладываемых президентской должностью, или он по-прежнему будет занимать бескомпромиссную позицию.

«Будучи кандидатом, вы выступаете с определенными декларациями, но когда вы становитесь президентом, вы начинаете понимать, во что обходится выполнение ваших обещаний», – говорит профессор политологии в Университете Джорджа Вашингтона Майкл Барнетт.

«Я могу представить, как он выходит и говорит: «Мы будем пересматривать соглашение с Ираном». Но я также представляю, как его советники и особенно союзники говорят: «Нет, не будете», – поясняет эксперт.

Альянсы в опасности

На кону стоит очень многое. От НАТО и военных альянсов Америки с Японией и Южной Кореи до Всемирной торговой организации и Парижского соглашения по климату – целый ряд партнерств и соглашений, которые лежат в основе послевоенного международного порядка, могут разойтись по швам.

«Военные альянсы в некоторой степени основаны на доверии, гарантиях и предсказуемости, – говорит Барнетт. – Если союзники потеряют веру в приверженность Америки их безопасности, мы увидим, как целый ряд наших союзников начнут пересматривать эти отношения».

Однако в выступлении Трампа по случаю победы на выборах зазвучали примирительные нотки.

«Мы будем искать точки соприкосновения, а не вражды, стремиться к партнерству, а не к конфликту», – сказал он.

Его внешнеполитический подход пройдет проверку в ближайшие недели, когда избранный президент назовет имена членов своего кабинета. Трамп сказал, что наймет «талантливых экспертов», которые помогут ему сориентироваться в сложных проблемах национальной безопасности и внешней политики.

Однако, как замечает Барнетт, победа Трампа «значительно усиливает неопределенность» во всем мире.

XS
SM
MD
LG