Линки доступности

Дональд Трамп и мир на Ближнем Востоке


Каковы персперктивы мирного урегулирования израильско-палестинского конфликта при новой администрации США?

Президент Дональд Трамп уверен в том, что сможет помочь добиться исторического мирного соглашения между Израилем и палестинцами, однако попытки узнать формат или иные детали соглашения оказались тщетны – по всей видимости, президент не намерен раскрывать подробности...

Во время встречи с палестинским лидером Махмудом Аббасом Трамп несколько раз выразил надежду на достижение «соглашения», «сделки» или, в более широкой формулировке – договоренностей, которые приведут к установлению мира между двумя сторонами.

При этом президент США ни разу не упомянул решение израильско-палестинского конфликта на основе принципа «два государства для двух народов» или саму идею палестинской государственности – позиции целого ряда его предшественников в Белом доме. Это не осталось незамеченным...

«Он специально не упоминал Палестину – вы это заметили, не так ли?», – подчеркнул в комментарии «Голосу Америки» член исполнительного комитета Организации освобождения Палестины Ханан Ашрави.

Представители администрации США настаивают, что Трамп не является противником концепции «двух государств», но лишь оставляет все варианты открытыми, создавая пространство израильтянам и палестинцев для самостоятельного решения о том, к какому результату приведут их мирные переговоры.

Однако нежелание Трампа даже упоминать идею палестинской государственности может стать неоднозначным сигналом в момент, когда Белый дом пытается возобновить мирные переговоры, и способствовать возникновению восприятия палестинцами США как небеспристрастного посредника в этом процессе.

Колебания

Это не первый подобный инцидент. Во время февральской встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху Трамп заявил, что готов рассмотреть альтернативу концепции «двух государств для двух народов».

«Я готов рассмотреть вариант, который устроит обе стороны, будь это одно государство или два государства», – заявил президент США.

Пока остается неясным, что именно президент Трамп имеет в виду, говоря об «одном государстве», поскольку США, Израиль и большая часть палестинцев давно выступают против создания единого демократического государства, в котором равными правами наделены и израильтяне, и палестинцы.

Несмотря на то, что заявления президента тогда попали во заголовки газет по всему миру, представители Государственного департамента продолжают отрицать, что оно означает фундаментальный сдвиг в политике США.

«Администрация не отказывается от принципа “два государства для двух народов”, – заявил представитель внешнеполитического ведомства «Голосу Америки». – Этот принцип все еще остается возможной основой решения конфликта, если обе стороны согласятся в своих предпочтениях. В таком случае, президент окажет однозначную поддержку им на пути к этой цели. Это не наш выбор – это их выбор, который им предстоит сделать вместе».

Поддержка палестинцев

Независимое государство в границах до 1967-го года остается, по мнению палестинцев, единственным вариантом прекращения конфликта.

«Наш стратегический выбор – установить мир на основе принципа “два государства для двух народов”», – заявил президент Палестинской автономии Махмуд Аббас Дональду Трампу.

Движение ХАМАС, контролирующее Сектор Газа, на этой неделе предприняло ряд шагов, сигнализируя свое принятие принципа двух государств. ХАМАС опубликовал политический документ, в котором не упоминаются его предыдущие призывы к уничтожению Израиля.

Со своей стороны, еще в 2009-м году Нетаньху поддержал принцип «двух государств для двух народов». Однако позже он отошел от него: так, например, во время выборов 2015 года, он заявил, что пока находится у власти, не допустит создания палестинского государства – ни при каких обстоятельствах.

Большинство министров в правительстве Нетаньяху выступают против создания палестинского государства, что еще больше осложняет ситуацию.

Одолжение израильтянам?

По мнению посла США в Израиле при президенте Обаме Дана Шапиро, ныне сотрудника Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве, это может объяснить то, почему Трамп не хочет даже произносить слова «два государства для двух народов» или «палестинское государство».

«В данный момент Нетаньяху политически сложно произносить эти формулировки, – считает Шапиро – Поэтому, я думаю, Трамп пытается сделать ему одолжение, подобрав другие».

Однако, если вчитаться в смысл предложения Трампа между строк: мирное соглашение, достигнутое путем прямых переговоров, которое будет принято обеими сторонами и поддержано арабскими странами – единственный его вариант – это решение на основе принципа двух государств, отмечает Шапиро.

Подкрепляя это предположение, согласно ряду источников, участники переговоров в Белом доме конфиденциально заверили палестинских чиновников в своей поддержке идеи двух государств.

Однако в то время, как палестинцы готовятся в следующем месяце к церемониям, посвященным 50-летию израильской оккупации Западного берега, – земли, которую они хотят получить для своего независимого государства, – мало кто выражает оптимизм по поводу мирного процесса под руководством Трампа.

«Скажем так, я очень реалистичен, – с улыбкой говорит палестинский законодатель Ашрави. – Потребуется немало, чтобы убедить меня, что сейчас в Белом доме работает миротворец, который знает, как заключить сделку, основанную на международном праве и справедливости».

XS
SM
MD
LG