Линки доступности

Transparency International опубликовала отчет об успехах борьбы с международным взяточничеством


Эксперт: в России зачастую взяткодатели есть, однако тех, кому давали взятки – нет

Многим ведущим экономикам планеты не удается помешать своим компаниям распространять коррупцию по всему миру, заявила в четверг международная антикоррупционная организация Transparency International в своем ежегодном докладе о ходе реализации конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.

Конвенция против подкупа иностранных должностных лиц была принята Организацией экономического сотрудничества и развития в 1999 году.

По мнению Transparency International, ОЭСР необходимо помочь властям разных стран наладить сотрудничество, чтобы бороться с коррупционными преступлениями, которые все чаще приобретают международный масштаб. Также организация призывает ЕС и «Большую двадцатку» обеспечить публикацию открытых реестров бенефициарных собственников.

По данным организации, спустя 15 лет после вступления Конвенции в силу только четыре из 41 присоединившихся к ней государств активно проводят расследования против компаний, которые обманывают налогоплательщиков, подкупая иностранных чиновников, чтобы получить более выгодные контракты, лицензии или концессии. В пяти странах был отмечен умеренный масштаб соблюдения конвенции, а еще в восьми – ограниченный.

«Для того, чтобы конвенция существенным образом изменила то, как работают компании, необходимо, чтобы большинство ведущих экспортеров активно обеспечивали ее соблюдение, тогда и остальным странам придется последовать их примеру», – заявил глава Transparency International Хосе Угас, отмечается в пресс-релизе организации.

Двадцать две страны-участника конвенции ОЭСР практически ничего не предпринимают для обеспечения соблюдения конвенции. По мнению Transparency International, это связано с тем, что следственные органы не получают достаточной политической поддержки, чтобы преследовать крупные компании, в особенности в ситуациях, когда экономические интересы страны вступают в противоречие с антикоррупционными обязательствами. Также зачастую не хватает ресурсов для расследования должностных преступлений и сложных схем отмывания денег, которые используются для сокрытия взяточничества.

В эту группу стран входит Россия (кроме нее – Япония, Нидерланды, Южная Корея, Испания...), которая присоединилась к конвенции относительно недавно: в 2012 году.

Комментируя выводы доклада, Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл – Россия подчеркивает, что «Россия по сравнению с прошлым годом не улучшила свои показатели. Если в 2012 году принимались изменения в законодательстве в связи с ратификацией данной Конвенции, то в этом году прогресса нет. Уголовные дела не возбуждаются, а о тех немногих, которые находятся в производстве, ничего не слышно».

Четыре страны, наиболее успешно проводящие реализацию конвенции (Германия, Швейцария, Великобритания и США) раскрыли в общей сложности уже 255 дел о коррупции и открыли 57 новых в 2010-2013 гг. В свою очередь, в двадцати странах за последние четыре года не было открыто ни одного подобного дела.

По мнению американского финансового аналитика Александра Школьникова имплементация основных положений Конвенции против подкупа иностранных чиновников очень напоминает проблемы, с которыми столкнулись авторы Закона о коррупции за рубежом, принятого в США в середине 1970-х.

«С этими двумя законодательными инициативами произошла одна и та же вещь: их фактическое применение стало осуществляться с большой задержкой после их принятия. Американский закон, наказывающий за подкуп зарубежных политиков и бизнесменов, стал серьезно применятся лишь в конце 1990-х или даже начале 2000-х. Сегодня Конвенция против подкупа иностранных чиновников столкнулась с той же проблемой», – считает эксперт

Школьников убежден, для того, чтобы подобные законы заработали в каждой из стран-подписантов Конвенции, там должна произойти череда крупных скандалов, которые и заставят общество и государство их (законы) соблюдать. «Должно произойти нечто подобное тому, что случилось в США в 70-е годы прошлого века, что и заставило Конгресс принять Закона о коррупции за рубежом», – отмечает аналитик.

В середине 1970-х более 400 американских компаний признались следователям Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку США, что они делали нелегальные перечисления представителям иностранных властей и партий на сумму более 300 млн долларов.

В числе наиболее вопиющих случаев подкупа иностранных функционеров американскими компаниями были скандал, связанный с аэрокосмической компанией Lockheed, которая платила зарубежным политикам, чтобы они отдавали предпочтение ее продукции, а также расследование взятки, которую от производителя фруктов Chiquita Brands получил президент Гондураса за снижение налоговых квот.

После этого в 1977 году Конгресс США принял Закона о коррупции за рубежом (англ. - Foreign Corrupt Practices Act). Главной целью этой законодательной инициативы стала «борьба с подкупом иностранных официальных лиц, а также восстановление общественного доверия в прозрачность американского бизнеса».

«Что касается современной России и соблюдения там Конвенции против подкупа иностранных чиновников, то там получается интересная вещь. Во многих случаях следователями были установлены взяткодатели, однако тех, кому давали взятки – нет. Так, например, было в случае со скандалами Daimler и HP», – отмечает Школьников.

Канада стала единственной страной, продемонстрировавшей позитивную динамику по сравнению с прошлым годом, существенно усовершенствовав свое законодательство по борьбе с международным взяточничеством и начав несколько расследований.

Девять из 20-ти стран с самым низким уровнем коррупции в государственном секторе почти ничего не предпринимают для того, чтобы их компании следовали тем же стандартам при работе за рубежом, тем самым позволяя им способствовать росту коррупции в других государствах.

XS
SM
MD
LG