Линки доступности

Фестиваль в Торонто поддержал кино Украины


Иванна Хицинска на стенде Украины
Иванна Хицинска на стенде Украины

Украинские продюсеры и режиссеры стали гостями TIFF-2022

Национальному стенду Украины на кинорынке кинофестиваля в Торонто есть что показать гостям. Украинское кино заметно представлено на этом крупнейшем киносмотре Северной Америки, который завершается 18 сентября. Представлено не только несколькими фильмами в программах смотра, но и стендом в отеле Hyatt Regency на Кинг-стрит, и внушительной делегацией украинских кинематографистов.

Понимание и солидарность

Без сомнения, героическая борьба украинского народа с российскими агрессорами не могла не усилить интерес к современному украинскому кино, о котором на Западе практически ничего не знают. О возможных путях преодоления этого незнания и о, собственно, самой кинопрограмме мы поговорили с Иванной Хицинской (Ivanna Khitsinska), директором Ассоциации киноиндустрии Украины.

«Этот стенд служит зонтиком для кинокомпаний Украины, - сказала Иванна Хицинска. – Мы оказываем им помощь в поиске партнеров за рубежом, в установлении контактов с теми, кто хотел бы с нами сотрудничать. Два года назад мы подписали договор с Канадой о сотрудничестве в области копродукций. Сейчас несколько таких проектов находятся на стадиях девелопмента и производства. Конечно, когда в феврале началась война, все проекты оказались заморожены. Но мы не остановились в стремлении развивать сотрудничество, чему служит подтверждением наше активное участие в нынешнем кинорынке и фестивале в Торонто».

Иванна рассказала, что возглавляемая ею ассоциация – неправительственная структура, объединяющая кинокомпании и продюсеров Украины.

«Ассоциация действует независимо, - отметила Иванна, - но, конечно, мы сотрудничаем с другими киноорганизациями, в первую очередь, с Государственным агентством Украины по вопросам кино. С началом широкомасштабной российской агрессии бюджетное финансирование киноотрасли практически прекратилось. Эти средства пошли на нужды обороны и гуманитарные цели. Многие наши кинематографисты отложили в сторону кинокамеры и взяли в руки оружие. Они защищают свою родину на фронтах, среди них, увы, есть раненые и убитые. Понимая всю сложность нашей ситуации и в знак солидарности с борющейся Украиной, кинофестиваль в Торонто предоставил нам стенд на кинорынке бесплатно. Мы ощущаем поддержку как властей Канады, так и простых людей, включая, конечно, украинскую общину Канады».

Масштабы кризиса

Картина «Люксембург, Люксембург» (Luxembourg, Luxembourg) – трагикомическая история двух украинских братьев-близнецов Коли и Васи, избравших в жизни очень разные пути. Героев играют братья-близнецы Амиль и Рамиль Насировы, участники хип-хоп группы «Курган и агрегат». Братьям предстоит принять трудное решение. Они получили известие, что в Люксембурге умирает их отец, с которым их мать давно порвала все связи. Коля собирается ехать в загадочный Люксембург, а Вася противится. Как сообщалось, режиссер фильма Антонио Лукич положил в основу сюжета некоторые события своей жизни. Он избрал жанр эксцентрической комедии, пронизывая юмором, порой рискованным и грубоватым, ситуации, в которых оказываются герои фильма.

«Люксембург, Люксембург».
«Люксембург, Люксембург».

Американский режиссер российского происхождения Евгений Афинеевский (Evgeny Afineevsky) снимал свою новую документальную ленту «Свобода в огне: Борьба Украины за свободу» (Freedom on Fire: Ukraine’s Fight for Freedom) в копродукции с Украиной, США и Великобританией. Он прослеживает зарождение вооруженного конфликта на Донбассе в 2014 году, сразу после восстания на Майдане. Российская агрессия заставила миллионы украинцев бросать свои дома и квартиры. Режиссер прослеживает судьбы как тех, кто уехал, так и тех, кто остался. Как считают рецензенты, ему удалось показать масштабы гуманитарного кризиса и жестокость войны, сеющей смерть и разрушение. Нарратором выступила Хелен Миррен.

«Свобода в огне»
«Свобода в огне»

Нынешние показы в Торонто - это североамериканские премьеры как для фильмов Лукича и Афинеевского, так и для документальной короткометражной картины режиссера Дмитро Сухолиткого-Собчука (Dmytro Sukholytkyy-Sobchuk) с интригующим названием «Литургия противотанковых препятствий» (Liturgy of Anti-Tank Obstacles).

«Мариуполис 2».
«Мариуполис 2».

В ней речь о том, как в военное время каждый украинец хочет помочь своей стране. Люди меняют профессии. Скульпторы делают противотанковые заграждения и лепят маленькие терракотовые фигурки покровителей и защитников народа.

Трагическим настроением окрашена полнометражная документальная лента «Мариуполис 2» (Mariupolis 2) литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса (Mantas Kvedaravičius), убитого в Украине российскими оккупантами при неподтвержденных обстоятельствах. Его невесте удалось спастись от смерти и вывезти из зоны боевых действий отснятую ими хронику. В содружестве с кинематографистами Литвы, Франции и Германии был смонтирован фильм, посвященный памяти Мантаса Кведаравичюса. В фильме показано то, что можно назвать «пейзажем после битвы» - людей, разбирающих завалы после обстрела, горький быт импровизированного убежища при церкви, одичавших собак и неприкаянных голубей. В воздухе фильма ощущается скрытое напряжение, ведь в любую секунду может вернуться ад, изрыгающий снаряды и бомбы.

Кроме того, украинская сторона приняла участие в производстве израильской мелодрамы «Валерия выходит замуж» (Valeria Is Getting Married) режиссера Михаль Виник. Иммигрантка, бывшая «невеста по почте», живущая в Израиле, пытается выдать замуж за израильтянина свою сестру, приезжающую с этой целью из Украины. Но события приобретают неожиданный оборот.

В чешско-словацко-германской копродукции «Жертва» (Victim) словацкого режиссера Михала Блашко, также показываемой на нынешнем TIFF, главную роль сыграла украинская актриса Вита Смачелюк. Ее героине Свете, иммигрантке из Украины, поселившейся в уютном приграничном чешском городке, предстоит пережить серьезные испытания. Ее сын-подросток помещен в больницу с тяжелыми травмами, и мать пытается разобраться в том, кто виновен в его избиении.

Трудности и эмоции

В студии CBC Glenn Gould, носящей имя канадского пианиста-виртуоза, в рамках фестиваля состоялась дискуссия «Воздействие войны в Украине на международную кинопромышленность».

Гостей из Украины и аудиторию приветствовала ведущая отборщица TIFF Дорота Лех (Dorota Lech), отвечающая за регион Центральной и Восточной Европы. Она настолько разволновалась, что не смогла сдержать слезы.

Дискуссию вел украинский продюсер Эндрю Фесяк (Andrew Fesiak), основатель компании F Films. Он много лет прожил в Канаде

«Когда Россия вторглась в Украину, - сказал Эндрю Фесяк, открывая обсуждение, - никто не предполагал, что война будет идти так долго и что мы перейдем в контрнаступление. Многие наши коллеги воюют на фронтах, другие же воюют с кинокамерой в руках. Когда русские захватывают нашу землю, наши города, первое, что они делают, уничтожают культуру – разрушают музеи, университеты и библиотеки, сжигают книги. Путин отказывает нам в праве считать себя украинцами, он считает, что мы все должны стать русскими».

Участники дискуссии
Участники дискуссии

Игорь Савиченко (Igor Savychenko), продюсер из компании Directory Films, признался, что его, как и всех остальных спикеров, обуревают эмоции.

«Чтобы не растекаться во времени, - заметил он, - нужно держать себя в руках. Когда в феврале началась агрессия, это, помимо всего прочего, создало препятствия для кинопроизводства. Скажем, мы договорились о сотрудничестве с BBC, нужно заполнять кучу бумаг, в частности, страховые документы. Но о какой страховке может идти речь во время войны? Цензура стала строже, что абсолютно объяснимо. Труднее стало участвовать в кинофестивалях. Действует комендантский час, мужчины военнообязанного возраста не должны покидать страну.

Есть и этические моменты. Так, иностранная компания хочет снимать фильм на территории Украины. И просит нас одолжить для съемки 15 танков. Это что, мы будем просить военных забрать на какое-то время танки с передовой, чтобы снять кино?! Иностранные хроникеры берут интервью у детей сразу после обстрелов. Возникла целая категория «фиксеров» из числа кинопрофессионалов, которые помогают иностранцам договариваться о съемках в Украине.

Сегодня мы пионеры, мы начинаем с нуля. Сейчас ведем переговоры с западными государственными киноорганизациями о возможных копродукциях. Ситуация сложная, и мы стремимся обмениваться друг с другом всей новейшей информацией. Можно сказать, что относительно неплохо идут дела с документальным кино. Начиная с 2014 года, в Украине сняли порядка 400-450 коротких документальных фильмов и видеороликов. И всего один полнометражный документальный фильм, наверное, для них сейчас еще не наступило время».

«Никто не жалуется»

Виктория Ярмощук (Victoria Yarmoshchuk), глава компании FILM UA Group и исполнительный директор Украинской киноассоциации, подчеркнула глобальный характер войны в Украине.

«Большинство стран осознают, что это война не одной только Украины, но и всего мира, - сказала она. - Кризис украинской экономики может привести к коллапсу всей европейской экосистемы. Если бы этот разговор происходил полгода назад, я бы сказала, что украинская киноиндустрия находится на подъеме, включая международные копродукции. Государственная поддержка должна была в этом году утроиться. Из-за войны бюджет киноотрасли урезали в 14 раз. Никто не жалуется, но мы призваны искать другие источники финансирования. Кассовые сборы упали в десять раз, рекламные поступления практически иссякли. Но что удивительно, украинцы продолжают ходить в кино. Некоторые храбрые иностранные кинематографисты приезжают в Украину. Постпродашкн, анимация и другие вещи, которые в эпоху ковида стали активно делаться онлайн, активно развиваются в Украине. И это позволяет нам не терять человеческий потенциал. Некоторые уехали с концами, но большинство собираются вернуться. Все сражаются, все делают свою работу. Киностудия в Киеве стала убежищем при обстрелах и для ее сотрудников, и для жителей, и гуманитарным центром помощи военным и горожанам. Мы становимся сильней, мудрее и творчески изобретательней. Я уверена, что наша киноиндустрия в кооперации с миром выстоит и станет гораздо сильней».

«Почему я здесь? – задал вопрос канадский продюсер Радж Паниккар (Raj Panikkar), старший вице-президент и партнер компании Fifth Ground Entertainment. И сам же ответил: «Я много работаю в Украине, использую свой почти двадцатилетний опыт работы в канадской кинопромышленности, преимущественно на ТВ. Договоренность о копродукциях с Украиной, достигнутая два года назад, является хорошей основой для развития сотрудничества. Но полгода назад ситуация кардинально изменилась. И стала особо острой необходимость привлекать в Украину внешнее финансирование. Для этого в договоренностях есть необходимые пункты. Я общаюсь с украинскими продюсерами и вижу их большое желание сотрудничать. Мы знаем, сколько интересных и важных историй они хотят рассказать в фильмах. Они должны понимать, что копродукции могут получить частичное канадское финансирование, если в сценарии в какой-то степени присутствуют канадские мотивы».

Запад устал?

Евгений Афинеевский присоединился к панелистам в разгар дискуссии. Он пришел на встречу прямо из фестивального кинозала, где представил зрителям уже упомянутую выше картину «Свобода в огне: Борьба Украины за свободу». В 2015 году на фестивале в Торонто показывался его фильм «Зима в огне» (Winter on Fire), посвященный Майдану.

Евгений Афинеевский
Евгений Афинеевский

«Новый фильм снимался шесть месяцев, закончили мы его 31 августа, - сообщил Евгений. - Кстати, постпродакшн всех моих последних фильмов, и не только на украинскую тему, делался в Украине. Там работают изумительные кинопрофессионалы, поэтому я предпочитаю сотрудничать с ними. Как независимый филммейкер, я все делаю самостоятельно, не через студии. И только благодаря сотрудничеству с украинцами я смог снять картину в столь короткие сроки и не выходя за рамки скромного бюджета. Скорость, качество и разумные цены – вот что привлекает в Украине. Я делал постпродакшн в Украине и для фильма о Папе Франциске, и для фильма о Сирии, который я снимал сразу после Майдана. На последней картине у меня работали несколько украинских монтажеров. Они высокие профессионалы, все знают английский язык».

Коснулись панелисты и необходимости противодействия российской пропаганде.

«С помощью кино и телевидения Москва пытается осуществлять путинский план по стиранию идентичности Украины как нации, - заметил Эндрю Фесяк. - За последние двадцать лет им удалось отравить отношения двух братских народов, пропитать их ненавистью, вдалбливая в головы обычных россиян ложь про «украинских нацистов».

«Можно ли говорить, что Запад устал от украинской тематики?» – прозвучал вопрос из зала.

«Я бы сказала, что не устал, а, скорее, привык к ней, - заметила Виктория Ярмощук. – Мы не просим от наших коллег за рубежом нас пожалеть и нам соболезновать. В чем мы заинтересованы, так это во взаимовыгодном сотрудничестве».

«Я опасался, что внимание к войне в Украине пройдет тот же цикл, что и война в Сирии, - продолжил тему Евгений Афинеевский. - Сначала – новость номер один, передовицы газет, пик интереса, а потом наступает спад. Война в Украине идет с 2014 года, но мало кто в мире вникал в ее подробности до февральской агрессии. А тут еще пандемия ковида, ставшая на долгое время новостью номер один. Думаю, что именно игнорирование Западом войны в Украине позволило Путину на глазах всего мира совершить в феврале акт неприкрытой агрессии. Да, у масс медиа есть циклы, но здесь тот случай, когда и кино, и ТВ должны напрячь усилия, чтобы все время рассказывать правду о войне и препятствовать попыткам переписывать историю».

Игорь Савиченко привел статистические данные. До войны в Госкино Украины в год подавалось 300-320 заявок на кинопроекты. Сейчас их число приближается к 800.

«Это огромное число человеческих историй, - сказал он, - не все из них равнозначны, но это бесценный правдивый материал, который ждет своего художественного воплощения на экране».

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» о перспективе создания игровых полнометражных фильмов на тему войны, Игорь Савиченко сказал: «Конечно, короткие медийные форматы живут короткое время. Мы же говорим о долговременном эффекте, о творческом погружении в тему, ведь кино работает, когда оно действует на эмоциональном уровне. Производство фильма это долгий процесс, он занимает в среднем три года. И очень важно, чтобы через три года фильм не устаревал и чтобы зрители узнали из него что-то очень важное.

XS
SM
MD
LG