Линки доступности

Срок действия договора СНВ истек, но переговоры продолжаются


Сегодня истекает срок действия договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), который на протяжении 15 лет обеспечивал процесс планомерного снижения ядерных потенциалов Соединенных Штатов и России. Накануне этой даты президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев уже сделали заявления, в которых заверили: «дух СНВ» будет сохранен, а плановые переговоры в Женеве по заключению нового соглашения – продолжены.

Однако в первых числах декабря, обращает внимание российская пресса, американские военные инспекторы стали покидать оборонный машиностроительный завод в городе Воткинске (Удмуртия), где многие годы в соответствии с двухсторонними договоренностями велся круглосуточный мониторинг за количеством выходящих с территории предприятия межконтинентальных ракетных комплексов. Российские инспекторы уже давно перестали вести подобный мониторинг на территории Соединенных Штатов. Причина проста – в Америке уже не производятся новые баллистические ракеты. В России же напротив – выпуск мобильных стратегических ракетных комплексов «Тополь-М» баллистических ракет морского базирования «Булава» продолжается.

«Для США очень чувствительным остается вопрос транспарентности. Вот почему американская сторона уделяет такое значение телеметрии при учебных запусках российских ракет, а также контролю за количеством «Тополей», которые выходят за периметр воткинского завода», – подчеркивает член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Арбатов, – в свою очередь Россия испытывает опасения, что в отсутствии нового соглашения будет серьезно нарушен паритет между стратегическими силами двух стран».

«Не исключено, что из-за объективно более быстрого старения российского стратегического потенциала Америка может в ближайшие десятилетия получить значительное преимущество в количестве боеголовок и носителей. И это в сочетании с новыми возможностями глобальной ПРО даст Соединенным Штатам теоретически право на безответный ядерный удар по нашей стране», – добавляет президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.

«Нам пора наконец уйти от представлений времен «холодной» войны, когда, например, по расчетам еще министра обороны США Роберта Макнамары «неприемлемым» ущербом для страны, подвергшейся ядерному контрудару, считалась потеря половины населения и двух третей промышленности, – напоминает Алексей Фененко, научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, – сегодня даже уничтожение одного мегаполиса, например, Нью-Йорка, будет расцениваться противной стороной как абсолютно неприемлемый ущерб. Вот почему у наших стран нет другого пути, как ядерное разоружение».

В комментарии Русской службе «Голоса Америки» Алексей Фененко также отметил: он совершенно спокойно относится к тому факту, что сейчас договор об СНВ прекращает свое действие. Во-первых, возможно, заключение какого-то «промежуточного соглашения». А, во-вторых, есть все основания полагать, что следующей весной новый документ будет подписан, а затем, скорее всего, и ратифицирован парламентами обеих стран. Для примера, нынешний договор СНВ был заключен еще 31 июля 1991 года, а вступил в силу только 5 декабря 1994-го. Но это не помешало выполнить все положения данного соглашения в полном объеме, обращает внимание Алексей Фененко.

XS
SM
MD
LG