Список преподавателей и исследователей факультета физики и астрономии университета Texas A&M в городке Колледж Стейшн в Техасе напоминает справочник Российской академии наук. На факультете представлены почти все ведущие российские институты физики.
«Действительно, у нас на факультете, да и в университете вообще, довольно высокий процент преподавателей и научных сотрудников из России и бывшего СССР, – говорит профессор Алексей Белянин, который работает в университете с 1999 года. – Но я бы не сказал, что факультетом проводилась какая-то специальная работа по привлечению именно российских ученых. Тут скорее проявился целый комплекс обстоятельств, в результате которых факультет сформировался в своем теперешнем виде».
Некоторые российские ученые, тем не менее, привлекались целенаправлено. Для них создавались профессорские должности и кафедры. Среди них такие специалисты, как академик Леонид Келдыш, профессор Валерий Покровский, профессора Ольга и Виталий Кочаровские.
«Звезды российской науки, конечно же, привлекались специально, – рассказывает Алексей Белянин. – Ученые такого уровня не только приносят в университет свой пристиж и авторитет, хотя это, безусловно, немаловажно. Они создают новые группы и школы и становятся во главе целых направлений в науке, которые до них не были представлены на факультете. Наличие в арсенале факультета новейших исследовательских направлений выводит его на качественно новый уровень среди научно-исследовательских институтов».
Благодаря сотрудникам факультета – ученым мирового уровня – в том числе и россиянам, работа на факультете ведется по самым передовым направлениям физики, таким как квантовая оптика, физика высоких энергий, поиски новых частиц, ядерная физика, теоретическая физика и физика твердого тела. Группа квантовой оптики под руководством физика из Нижнего Новгорода Ольги Кочаровской за последние десять лет сделала важные шаги к созданию нового типа вычеслительных устройств – квантовых компьютеров. Непосредственная задача группы сводится к замедлению и остановке света, что в дальнейшем станет основой технологии квантовых вычислений.
«Снижение скорости света является революционным достижением в современной нелинейной оптике, – говорит профессор Кочаровская. – Как правило, использование нелинейных свойств света в среде является довольно сложной задачей, потому что требует использования лазеров очень высокой интенсивности. Такие лазеры часто недоступны или разрушают среду. Замедляя пучок света до полной остановки, мы получаем новый способ использования нелинейных свойств света без необходимости использования мощных лазерных лучей».
Работа профессора Кочаровской по применению результатов исследований в области квантовой кибернетики ведется ее бывшими учениками и аспирантами, в частности в Смитсоновском центре Гарвардского университета.
Что касается молодых российских ученых, которых также немало на факультете физики и астрономии университета Texas A&M, то большинство из них завершали свое научное образование уже за границей.
«Все они – ребята очень талантливые, – говорит Алексей Белянин, – но принимали их на работу на общих основаниях. Национальная принадлежность в их случае не играла никакой роли. Академическое жюри выбирало самых лучших. Так уж получилось, что среди лучших оказалось много наших ребят».
Среди педагогического состава факультета преобладают специалисты из разных стран, а не только россияне. По мнению Алексея Белянина, такая расстановка сил сложилась в основном из-за слабой подготовки американских школьников и студентов. В то же время, интернациональный коллектив факультета создает для студентов уникальный микроклимат, в котором сходятся разнообразные традиции международных научных школ.
«Новые научные решения и школы рождаются в общении, – говорит профессор Белянин, который, как и профессор Кочаровская, – нижегородец. – К счастью, наш факультет располагает ресурсами для того, чтобы привлекать для общения со студентами ведущих и самых ярких физиков в своей области. Российские физики занимают тут не последнее, и даже ведущее место. Это очень приятно».