Линки доступности

Туберкулез в России – проблема социально-экономическая, считают эксперты


24 марта в мире отмечался День борьбы с туберкулезом. Эта дата была выбрана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) потому, что в этот день в 1882 году немецкий микробиолог Роберт Кох объявил, что открыл возбудитель туберкулеза.

Туберкулез – инфекционная бактериальная болезнь, она вызывается микобактерией туберкулеза.

По данным Роспотребнадзора, в России каждый год туберкулезом заболевают около 117 000 человек, умирают – 25 900 человек ежегодно. Эта цифра включает около 4 000 детей младше 15 лет. (Для сравнения – в США в год регистрируется около 12 000 новых случаев заболевания. От туберкулеза в США ежегодно умирают около 650 человек).

В 19 веке Роберт Кох писал: «Готовность к заболеванию особенно велика в ослабленных, находящихся в дурных условиях организмах. Пока имеются на земле трущобы, куда не проникает луч солнца, чахотка (распространенное в прошлом название туберкулеза – В.К.) и дальше будет существовать. Солнечные лучи — смерть для бацилл туберкулеза».

С этим определением условий распространения заболевания и в 21 веке согласен академик РАМН, ведущий фтизиатр России Михаил Перельман. (Фтизиатрия – раздел медицины, изучающий причины возникновения, закономерности распространения и механизмы развития туберкулеза, вызываемые им патологические процессы в организме человека и методы его профилактики, диагностики и лечения – В.К.). Академик Перельман считает, что туберкулез – болезнь социально-экономическая.

«У нас иногда на проблему туберкулеза смотрят просто как на болезнь, которую надо вылечить. Это совсем не так. Туберкулез – это социально-зависимое заболевание. Если население живет в стране хорошо – туберкулеза мало, если плохо – туберкулеза много, – рассказал академик Перельман в интервью «Голосу Америки». – Если есть бедность населения, миграция, проблемы с жильем, проблемы с питанием, если где-то в стране ведутся военные действия, если есть миграция, значит, будет высокий уровень заболеваемости туберкулезом. Это зависит даже не от правительства. Это зависит от организации всего государства, это очень сложные процессы – политические, государственные, экономические. Медицина тут не стоит на первом месте. На первое место, конечно, вылезают бедность населения и низкий уровень культуры – это и ВОЗ подчеркивает».

Незадолго до Дня борьбы с туберкулезом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала доклад, посвященный распространению лекарственно-устойчивых форм туберкулеза. По данным доклада, на северо-западе России 28% всех заболевших туберкулезом страдают от множественной лекарственно-устойчивой формы этого недуга – такой, при которой бактерия не поддается лечению несколькими видами лекарств. По мнению экспертов ВОЗ, это очень высокий показатель. Правда, он не является характерным для всей страны и различается от региона к региону. По всей России в среднем уровень заболеваемости лекарственно-устойчивыми видами туберкулеза ниже – около 5%.

А почему вообще возникают лекарственно-устойчивые формы туберкулеза? По мнению академика Перельмана, это обосновано законами биологии. «Нужно войти в положение микобактерий – микобактерии тоже живые существа, – говорит академик Перельман. – Они тоже хотят жить. И когда их начинают убивать всякими лекарствами, у них другого выхода нет, как приспосабливаться к этим лекарствам. Это касается не только туберкулеза, это касается вообще всех инфекций. Бактериальный мир начинает сопротивляться, и с течением времени чем больше применяют лекарства, тем больше появляется устойчивых штаммов. Поэтому нужны обязательно новые препараты».

Михаил Перельман считает, что достаточно высокий уровень заболеваемости лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза в России объясняется лучшей диагностикой – тем, что в РФ стала лучше работать лабораторная служба, и что в лабораториях стали лучше определять устойчивость штаммов. «Раньше это вообще не определяли, никто не знал этих цифр, – сказал он. – Но если эта цифра будет расти, тоже понятно. Чем больше мы пользуемся лекарствами, тем микробы лучше к ним приспосабливаются».

В 90-е годы проблема распространения туберкулеза особенно остро стояла в российских тюрьмах. Известная правозащитница Елена Алексеева много лет занималась ее мониторингом.

«Сейчас проблема снизила накал по сравнению с 90-ми годами, – сказала Елена Алексеева в интервью «Голосу Америки». – Были построены новые тюремные здания, население тюрем стало менее скученным. Стали внимательнее следить, чтобы люди, больные туберкулезом, были отделены от здоровых, стало меньше случаев заражения. Но и сейчас эта проблема есть, потому что расселение больных и здоровых не всюду соблюдается. И по-прежнему довольно велика опасность, оказавшись в местах лишения свободы на недолгий срок за незначительное правонарушение получить болезнь, которая сократит человеку жизнь».

Елена Алексеева согласна с академиком Перельманом в том, что туберкулез – это социально-экономическое заболевание.

«В России довольно часто здоровые люди живут в одной комнате с туберкулезным больным, хотя это недопустимо, – считает Елена Алексеева. – И это не только проблема скученности жилья – это проблема хорошего питания, свежего воздуха. У нас очень много городов, где и здоровым людям дышать нечем, не только туберкулезникам. Для того, чтобы было хорошее питание, нужен материальный достаток. А в России – увы – если мерить по западным стандартам, большая часть населения живет за порогом бедности».

Если человек болен не лекарственно-устойчивой формой туберкулеза, если он принимает лекарства и посещает врача, он может избавиться от этого недуга через 6-8 месяцев после начала лечения.

В России в 2010 году планируется внедрить стандартные способы лечения туберкулеза, ввести систему внешнего контроля качества лабораторных исследовании и повысить доступ к лечению больных с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза. Запущен национальный проект «Здоровье» по снижению смертности от этого заболевания. В 2010 году на лекарства от туберкулеза из федерального бюджета будет выделено около трех миллиардов рублей.

Муррей Фешбах, ведущий американский специалист в той области, почетный профессор Джорджтаунского университета, тоже считает, что туберкулез – это многоплановая проблема.

«Здесь нельзя говорить только о туберкулезе, нужно говорить о целой системе здравоохранения, о коррупции в этой системе и в обществе в целом, – сказал профессор в интервью «Голосу Америки». – Это отмечает и президент Медведев. Проблема также связана с зараженностью окружающей среды, воздуха, с чистотой воды. Это очень важно – ведь многие болезни передаются через воду. Дело не столько в самой болезни, сколько в ослаблении иммунной системы человека, что позволяет вирусам проникать в организм».

Профессор Фешбах также отметил, что в России методы подсчета случаев заболевания туберкулезом в год отличаются от методов, используемых в Европе и в США. «В России считают только тех, кто заболел туберкулезом в первый раз. Однако если у меня возобновление болезни, если я опять заразился – в России это не считают новым случаем заболевания, то есть я не попадаю в эту статистику», – рассказал профессор.

Таким образом, по мнению профессора Фешбаха, с учетом этой поправки на методологию, в России в год туберкулезом заболевают не 117 тысяч человек, а примерно 157 тысяч – что почти на 30% больше официальных данных Роспотребнадзора.

Читайте также:

Треть человечества заражена бациллой Коха

  • 16x9 Image

    Виктория Купчинецкая

    Телевизионный журналист, штатный корреспондент «Голоса Америки» с 2009 года. Работала в Вашингтоне, освещала президентские выборы, законодательный процесс и общественно-политические движения в США. Переехав в Нью-Йорк, освещала работу ООН и городских институтов власти. Виктория работает над специальными телепроектами, которые отражают жизнь необычных американских общин

XS
SM
MD
LG