КИЕВ – Новая Национальная полиция Украины, появление которой летом этого года вызвало небывалый ажиотаж в социальных сетях республики, запустила флешмоб: «ВКонтакте и «Одноклассники», прощайте»!
«Таким образом прошедшие аттестацию стражи порядка поддержали инициативу МВД Украины, которое рекомендовало воздержаться от любого использования российских соцсетей. Предписания министерства не распространяются на иные соцсети, такие, как "Твиттер" и "Фейсбук"», – отмечает Русская служба Би-би-си 30 ноября.
Как сказал пресс-секретарь Министерства внутренних дел Украины Артем Шевченко, полицейским настоятельно рекомендуют не пользоваться соцсетями, «модерируемыми с территории страны-агрессора». «Эти соцсети могут использоваться российской разведкой в целях инфовойны и применения психологического давления», – отметил Артем Шевченко.
Согласно СМИ, многие полицейские выложили на своих страницах баннер неизвестного авторства, где под логотипами «ВКонтакте» и «Одноклассников» стоит надпись по-украински «Бувайте» («Прощайте»).
О сайте МВД и кнопке «ВКонтакте»
Тем не менее, к моменту написания данного материала, в российских социальных сетях, можно было найти десяток неофициальных страниц о деятельности украинской полиции.
Наиболее популярные – в социальной сети «ВКонтакте». На страницу, например, которая называется «неофициальное сообщество» – «Моя новая полиция» подписались более 37,5 тысяч человек. Страница содержит различные видеоматериалы, сюжеты телекомпаний об оперативной работе украинских полицейских, опросы, списки контактных телефонов правоохранительных ведомств в регионах Украины. В фотоальбомах на странице «неофициального сообщества» «ВКонтакте» – сотни одиночных, групповых фотографий украинских полицейских в униформе, во время учебы и патрулирования, с прохожими и без них.
В правой верхней четверти официального Интернет-сайта Министерства внутренних дел Украины вечером 1 декабря можно было заметить шесть «кнопок» перехода на страницы социальных сетей, в том числе и на страницу «Официальная группа МВД Украины в социальной сети» «ВКонтакте». На странице этой группы зарегистрировано почти десять тысяч человек.
На Интернет-сайте Патрульной полиции переход можно сделать только на три ресурса: Фейсбук, Твиттер и Инстаграм.
Публицист и медиа-эксперт Евгений Булавка, говорит о том, что это не первая рекомендация подобного рода, и ее следует рассматривать, как попытку предупредить скандальные истории с информацией об украинских полицейских в российских социальных сетях.
«Пресса писала о нескольких случаях с полицейскими, которые в социальных сетях распространяли различные антиукраинские картинки и делали записи. Возможно, данные рекомендации МВД следует рассматривать в подобном ключе», – говорит Евгений Булавка корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
По мнению Евгения Булавки, публичная информация и переписка на страницах российских социальных сетей может стать предметом интереса со стороны российских спецслужб.
«Очевидно, что данные рекомендации логичны, поскольку действуют на упреждение. С одной стороны, личная переписка может быть подконтрольна спецслужбам России, а с другой стороны, в свободном доступе о полицейских распространяется меньше публичной информации, которую можно использовать в незаконных целях», – подчеркивает Евгений Булавка.
Учеба – вместо рекомендаций
Вместо того, чтобы повышать уровень образовательный и информационной грамотности специалистов различных профессий, государство иногда выбирает простейшую формулу – рекомендации на уровне запретов. Об этом корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» говорит независимый медиа-экперт Сергей Рачинский.
«Конечно, речь не идет о запрете, но мы видим – предписания и рекомендации. Они оставляют нишу для тех, кто формально может и не выполнять рекомендации – запрета, ведь, нет. С другой стороны – чиновника всегда можно упрекнуть, что он не выполняет настоятельные рекомендации. Это своего рода инструмент давления на сотрудника», – подчеркивает Сергей Рачинский.
Сергей Рачинский считает, что популярность таких сетей, как «ВКонтакте» и «Одноклассники» среди украинских пользователей «естественным образом» будет снижаться.
Сергей Рачинский объясняет, почему: «Просто меньше людей будут ими пользоваться – Фейсбук становится очень универсальным, удобным ресурсом. Еще недавно это была соцсеть с «экзотическим налетом» для продвинутых пользователей. Сегодня в Украине существует жесточайший дефицит каналов распространения информации, и Интернет, Фейсбук становятся этим универсальным каналом для распространения информации – политической, экономической. Значение Фейсбука не столько в поддержании личных контактов пользователя, сколько в формировании круга информационного потребления», – утверждает медиа-эксперт.
Сергей Рачинский говорит о специфике работы на государственной службе, которая может предусматривать различного рода ограничения.
«Так устроена государственная служба – не она адаптируется к сотруднику, а сотрудник под нее. Это вертикальная структура – поэтому нет смысла обижаться на то, с чем приходится сталкиваться сотруднику. В ряде случаев, подобные запреты могут быть оправданы; таковы реалии, если ты согласен работать на государство», – утверждает Сергей Рачинский.
Социальные сети, считает эксперт, могут иметь свою определенную аудиторию. «Это однозначно, например, «ВКонтакте» – более молодая аудитория, которая использует сеть для приватного общения. «Одноклассники» – для тех, кто хотел бы вспомнить свое прошлое, поделиться какой-то бытовой информацией. Как информационный ресурс, «Одноклассники» утратил свои возможности», – подчеркивает Сергей Рачинский.
Личное право и безопасность
Исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк напоминает, что полицейский флешмоб – не стоит расценивать как попытку ограничить доступ в социальные сети сотрудникам правоохранительных органов.
«Страна-агрессор может использовать социальные сети в своих интересах. Личные данные, фотографии из социальных сетей, информацию можно использовать в своих целях. Мы помним, как российские военные размещали свои фотографии в социальных сетях о том, когда они находились на территории Украины, и какому это скандалу привело», – говорит Оксана Романюк корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Она рассказывает о том, что еще год назад, различные украинские чиновники в личных и служебных целях использовали почтовые ящики на бесплатных российских сервисах.
«В том числе, и из МВД еще год назад к нам приходили письма с доменом mail.ru, теперь мы получаем письма из правоохранительного ведомства, но уже с украинским почтовым адресом. Нельзя забывать, что Россия – это не страна западной демократии, это страна, в которой действует вертикальная контролируемая система отношений между властью и информационным пространством», – подчеркивает Оксана Романюк.
По мнению Оксаны Романюк, когда речь заходит о социальных сетях, государственные служащие и простые пользователи должны одинаково помнить о создании безопасных условий для общения или переписки.
«Необходимо придерживаться правил безопасности. Мы живем в информационном мире, где много различных информационных потоков, и каждый пользователь не обязательно полицейский, должен сам беспокоиться о базовых знаниях безопасности в интернете», – утверждает Оксана Романюк.
Оксана Романюк напоминает о том, что какими бы ни были рекомендации, однако, использование социальных сетей, в том числе, и украинских – это личное дело и право каждого.