Линки доступности

Украинские историки: польский закон об Институте национальной памяти сужает пространство для диалога


Poland Ukraine
Poland Ukraine

В польском законе предусматривается ответственность за сотрудничество с Третьим рейхом

КИЕВ – Украинская сторона заявляет о невозможности продолжения работы украинско-польского форума историков в предыдущем формате в связи с изменениями к польскому закону об Институте национальной памяти. Об этом говорится 7 февраля на странице в Интернете украинского Института национальной памяти.

«Принятие нового закона об Институте национальной памяти в Польше, предусматривающий, в том числе, уголовную ответственность за отрицание «преступлений украинских националистов 1925 – 1950 годов» существенно сужает пространство для дискуссий и диалога. Украинский институт национальной памяти, который обеспечивал функционирование украинской части форума, не видит возможностей для его продолжения в предыдущем формате. Мы не можем гарантировать сохранение свободы слова украинским исследователям на польской территории или даже безопасности их пребывания там», – подчеркивается в тексте заявления украинского Института национальной памяти.

Украинские исследователи отмечают, что «исторический диалог – основа преодоления последствий прошлых конфликтов между народами».

«С 2015 года состоялось пять заседаний (дважды в год, поочередно в Украине и Польше) при участии историков обеих стран. Дискуссии между исследователями – заядлые и горячие, но, несмотря на это конструктивные и полезные для понимания прошлого. […] Поэтому, следуя ценностям открытого диалога и свободного доступа к источникам, обращаемся к польским коллегам с предложением, о продолжении исторических дискуссий на территории Украины, где отсутствуют какие-либо ограничения или политический диктат относительно оценок прошлого», – считают в украинском Институте национальной памяти.

История польско-украинской исторической дискуссии

Напомним, что во вторник вечером 6 февраля глава польского государства Анджей Дуда подписал обновленный закон об Институте национальной памяти. Об этом сообщил глава канцелярии президента Кшиштоф Щерский, отмечает Русская редакция Радио Польша.

По словам Кшиштофа Щерского, согласно решению Анджея Дуды, изменения в течение недели должны поступить на рассмотрение в Конституционный суд.

Поправки к закону, в частности, предусматривают, что «публичное и вопреки фактам приписывание польскому народу или польскому государству ответственности или соучастия в преступлениях Третьего рейха (...) будет караться штрафом или лишением свободы до трех лет». Подобное наказание грозит за «очевидное преуменьшение ответственности настоящих исполнителей тех преступлений». Согласно решению польского президента, Конституционный суд должен высказать свое мнение относительно этих положений.

К моменту подписания изменений к закону польским президентом Анджеем Дудой, 6 февраля Верховная Рада приняла заявление об осуждении принятия поправок к нему, в части, которая касается уголовной ответственности за отрицание «преступлений украинских националистов».

В документе подчеркивается, что в польском законе о запрете «преступлений украинских националистов» дается «предвзятое и антиисторическое определение этого понятия, что открывает путь к манипуляциям и усилению антиукраинских тенденций в польском обществе».

Как сообщает Украинское национальное информационное агентство (Укринформ), соответствующий проект постановления поддержали 242 народных депутата Украины при минимально необходимых 226 голосах.

«Принятые законодательные изменения противоречат содержанию и духу стратегического партнерства между Украиной и Республикой Польша, а также принципам, которые были согласованы сторонами, в том числе, в Декларации памяти и солидарности от 20 октября 2016 года», – говорится в заявлении украинского парламента.

Польский закон и украинские политики

По мнению политолога Алексея Якубина, корни украинской реакции на польский закон уходят в 2015 год, к украинскому закону «О правовом статусе и чествовании памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке».

«И сколько угодно можно обвинять Польшу, говорить, что там растут националистические тенденции, но на деле – часть украинских политиков заигралась с национализмом в 2015 году, они подготовили почву. И польские националисты этой почвой воспользовались», – говорит Алексей Якубин корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он напоминает о том, что в 2015 году с момента принятия закона, который по мнению украинской стороны, «восстанавливает историческую справедливость» в отношении Украинской повстанческой армии (УПА) и ее лидера Степана Бандеры, польские лидеры неоднократно призывали официальный Киев внести поправки в этот закон.

«Когда в 2015 году принимался закон о чествовании УПА и других лидеров и объединений украинской национальной борьбы, была дискуссия о личности Степана Бандеры как достаточно контроверсионной, и это постоянно подчеркивалось. Венецианская комиссия после исследования украинского закона, отмечала, что он не поддерживает академические свободы. Но в итоге закон вышел, и его не приняла польская сторона. В 2015 году во время встречи с тогдашним президентом Польши Брониславом Коморовским президент Украины Петр Порошенко обещал добиться изменений к этому закону, потом после 2015 года по историческим темам были дебаты с президентом Польши Анджеем Дудой. Но изменения в закон так и не были внесены», – подчеркивает Алексей Якубин.

Алексей Якубин считает, что, если обратиться к тексту польского закона, то в нем непосредственно нет слов о Степане Бандере, но есть более нейтральные формулировки, которые могут касаться деятельности украинских националистов в 1925-1950 годах, их сотрудничестве с Третьим Рейхом.

«Абзацы, посвященные де-юре Украине в польском законе, украинские политики называют «бандеровскими», хотя в них не упоминается о самом Степане Бандере. В итоге, когда Польша приняла в какой-то мере схожий с украинским законопроект, мы увидели реакцию части украинских политиков, которые осознали, что нормы этого польского закона могут быть использованы против действующих украинских политиков разного уровня», – говорит Алексей Якубин.

О взвешенном историческом взгляде

Украинский политолог и историк Александр Палий считает, позиция польской стороны делает невозможной историческую дискуссию.

«Это, конечно, может быть, такая позиция, но ее последствия будет уменьшать возможности для нормального диалога. Украине нужно быть спокойной и объяснять свою позицию, объяснять ее западноевропейским и американским партнерам, которые смотрят на это все это «торжество национализма» польского, венгерского, турецкого очень скептически. Для Соединенных Штатов и европейских западных партнеров – польский закон выглядит очень незрело. Если Украина покажет уверенную позицию, не будет ввязываться в ссору, продемонстрирует взвешенный исторический взгляд, это поднимет нашу страну в отношениях с США и западными странами», – говорит Александр Палий корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Александр Палий не исключает, что польский закон об Институте национальной памяти был принят без учета политических реалий, позиции Украины и Европейского Союза.

«Мы понимаем, почему Польша себя так ведет, вероятно, есть эгоистические интересы польской верхушки, Польше показалось, что она достигла полной безопасности за счет американского оружия на своей территории, систем противоракетной обороны, и для Варшавы, вероятно, не важна позиция Украины, Брюсселя, Евросоюза. Ее позиция по историческому диалогу может сыграть злую шутку с теми, кто пытается педалировать тему национализма», – говорит Александр Палий.

Александр Палий считает, что украинским политикам не следует в ответ польским демонстрировать личные комплексы. Он выражает надежду, что пройдет время, здравый смысл в Польше победит, и отношения по историческому вопросу вполне естественно вернутся в русло диалога и понимания.

«В тисках»: между идеологией и историей

Политолог Александр Харебин отмечает, что Украина, как современное независимое и суверенное государство, имеет длинную историю войн за независимость как с Польшей, так и Россией. И оказалась сейчас «в тисках» между идеологическими и историческими фактами, которые используются ее оппонентами с одной целью – подорвать украинскую государственность, подчеркивает Александр Харебин.

«Украина, государственность которой сейчас строится на основе идеологии украинского этноса, абсолютно точно имеет право на собственный пантеон героев, к которым можно уверенно причислить Бандеру, Шухевича и прочих лидеров борьбы за ее независимость. Наследие украинских националистов, к сожалению, оказалось единственным, что нынешние руководители государства сочли возможным использовать для популяризации «украинской идеи», в частности, как символ вооруженной борьбы за независимость», – говорит Александр Харебин корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он подчеркивает, что герои, признанные в украинском обществе, для Польши – «это реальные люди, которые реально боролись с польской шляхтой, методами, которые сложно назвать парламентскими».

XS
SM
MD
LG