Линки доступности

Киев и Берлин не исключают участия Польши и Франции за столом переговоров с Россией


Петр Порошенко и Франк-Вальтер Штайнмайер
Петр Порошенко и Франк-Вальтер Штайнмайер

В Украине рассматривают разносторонние форматы диалога для урегулирования ситуации на Донбассе

КИЕВ – Украина рассматривает возможность применения «различных многосторонних форматов переговоров, которые ведут к прекращению огня, выводу войск и техники и освобождению заложников» на Донбассе. Об этом 18 ноября сообщает пресс-служба президента Петра Порошенко по итогам переговоров в Киеве с министром иностранных дел Федеративной Республики Германия Франко-Вальтером Штайнмайером.

«В частности, кроме Женевского и Нормандского форматов, была предложена идея так называемого Веймарского формата с участием Германии, Польши и Франции. <…> Президент Украины Петр Порошенко отметил, что Украина настаивает на необходимости полного выполнения всеми сторонами Минских договоренностей – прекращении огня, закрытии границ, освобождении заложников, выводе войск и проведении местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей по украинскому законодательству», – говорится в сообщении пресс-службы президента Украины.

На встрече с президентом Украины министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер подчеркнул, что Минские договоренности должны оставаться основой для продолжения диалога по мирному урегулированию ситуации на Донбассе. «По нашему мнению, настало время говорить не только о политической, но и об экономической стабилизации Украины», – сказал Франк-Вальтер Штайнмайер, напомнив, что в начале следующего года планируется проведение донорской конференции по восстановлению Донбасса.

В тоже время, 18 ноября в Киеве премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что «Россия до сих пор обеспечивает возглавляемых ею террористов», и призвал «Россию выполнить “Минские договоренности”».

«Мы не верим в слова, мы верим в конкретные действия. «Минские договоренности» могли стать определенным путем к деэскалации. Но Россия до сих пор обеспечивает возглавляемых ею террористов летальным оружием, мы не можем контролировать украинско-российскую границу – а это было ключевое условие так называемого «Минского соглашения». Россия до сих пор поддерживает возглавляемых ею бандитов. Призываем Россию выполнить “Минские договоренности”», – подчеркнул Арсений Яценюк, сообщает пресс-служба правительства Украины.

По мнению украинского премьер-министра, «лучший формат таких переговоров – женевский»: «С участием Соединенных Штатов, Европейского Союза, Украины и России», – заявил он на пресс-конференции по завершении встречи с премьер-министром Норвегии Ерною Солберг во вторник, 18 ноября.

Ряд украинских экспертов приветствуют международные инициативы представителей Украины и Германия, которые расширяют возможности для переговоров по деэскалации вооруженного кризиса в Луганской и Донецкой областях.

Представитель аналитической группы «Левиафан», политолог Василий Мокан считает, что условия «Минского соглашения» по урегулированию ситуации на востоке Украины изживают себя, и мировому сообществу нужно искать новый путь для деэскалации военного конфликта.

О «легитимизации» сепаратистов

«Формат «Минских договоренностей» был бы продуктивным, если бы условия соглашения выполнялись со всех сторон. Формат, при котором Украина и ОБСЕ выполняют свои обязательства, а Россия и боевики их ежедневно нарушают, фактически привел «Минский договор» к краху. За время перемирия боевики более трех тысяч раз открывали огонь, Россия и сепаратисты не позволили украинской стороне возобновить государственную границу», – говорит Василий Мокан Русской службе «Голоса Америки».

Василий Мокан считает, что до сих пор официальная Москва отказывается от продвижения по пути мирного диалога и стремиться создать ситуацию, в которой украинская власть вынуждена признавать сепаратистов стороной переговоров в конфликте.

«Для этого проведены псевдовыборы на Донбассе, выбраны люди, которые, якобы представляют интересы Донбасса. По мнению российских политиков, оккупированные территории, с особым статусом, должны находиться в составе Украины. Для Владимира Путина важно было легитимизировать сепаратистов и при помощи их власти влиять на ситуацию в Украине, контролировать внешнюю политику страны. При этом возложить на украинский бюджет финансирование социальных проектов на оккупированных территориях», – отмечает Василий Мокан.

Отказ официального Киева от финансирования подконтрольных сепаратистам учреждений, он называет «радикальным шагом», однако говорит, что в это же время Россия демонстрирует нежелание идти ни на какие компромиссы по вопросу деэскалации вооруженного конфликта.

«Сейчас мы видим попытку вывести процесс переговоров на новый уровень взаимодействия Соединенных Штатов, стран Европейского Союза, России и Украины. К чему это может привести? Сложно предугадать. В ЕС и Украине не видят военного решения этой ситуации, хотя понимают, что концентрация российских войск вдоль границы с Украиной является психологическим давлением, демонстрацией силы, которую можно применить в любой момент», – подчеркивает Василий Мокан.

Методы для поиска компромисса

Василий Мокан считает, что прогресс в урегулировании вооруженного кризиса на Донбассе зависит не только от стратегии на переговорах, но и принципиальной позиции России по данному вопросу.

«Надеюсь, что дипломатические и политические инструменты принудят Россию идти на компромисс. Но, анализируя поведение президента России, можно увидеть, что он не очень реагирует внешнее давление. Позиция России может измениться по вопросу Донбасса вместе со структурными изменениями в российском обществе и политике», – говорит Василий Мокан.

Он полагает, что процесс урегулирования ситуации может затянуться не на один год.

Председатель совета Украинского независимого центра политических исследований Юлии Тищенко положительно оценивает попытки Украины и Евросоюза расширить список стран, принимающих участие в переговорах по разрешению кризиса на востоке страны.

«Польша – новый член ЕС, имеет общие с нами границы и занимает достаточно четкую позицию по данной ситуации. Однако после аннексии Крыма, вообще сложно говорить о реалистичности любого сценария развития ситуации», – говорит Юлия Тищенко Русской службе «Голоса Америки».

Выход из «глубокого кризиса», в который погрузилась Украина, по мнению Юлии Тищенко, возможен лишь при помощи мирных переговоров. «Но пока в этом процессе доминирует «военная составляющая», и во время перемирия каждый день гибнут люди, говорить о предполагаемых результатах выхода из кризиса довольно сложно», – отмечает Юлия Тищенко.

Она считает, что Россия не демонстрирует желания придерживаться мирного плана урегулирования конфликта на Донбассе. В противном бы случае, утверждает Юлия Тищенко, вооруженное противостояние можно было бы разрешить экономическими и политическими методами.

Шанс убедить Россию

Директор Центра социально-экономических исследований «Диаматик» Юрий Гребенчук считает, что развитие ситуации на Донбассе требует разностороннего подхода к урегулированию проблемы и применению новых форматов для переговоров.

«Как мы видим, на Россию пока ничего не действует. Из-за санкций и текущей экономической ситуации, с ноября прошлого года валютные запасы России снизились на сто миллиардов долларов, однако это не мешает Кремлю поддерживать сепаратистов. Запасы российской экономики достаточны для того, чтобы в ближайшие четыре-пять лет выдерживать удары различных санкций. Остается шанс, что чем более влиятельными будут страны на переговорах, тем больше есть шансов убедить Россию», – говорит Юрий Гребенчук Русской службе «Голоса Америки».

Юрий Гребенчук отмечает, что желание официального Киева видеть за одним столом переговоров в качестве полноценного субъекта переговоров представителей Германии позволяет надеяться на поиск компромиссов.

«Европейский Союз, что бы ни говорили, очень серьезно зависит от «Газпрома». И наиболее уязвимой по «газовому вопросу» является Германия. Возможно, Москва проявит благоразумие, будет учитывать позицию Берлина по ситуации на Донбассе», – подчеркивает Юрий Гребенчук.

В тоже время он полагает, что позиции официального Вашингтона и Брюсселя в отношении России отличаются между собой. Соединенные Штаты придерживаютсяжесткой линии, поскольку «Америка, в отличие от Европы, не зависит от российского газа».

XS
SM
MD
LG