Линки доступности

Украинские эксперты положительно оценивают договор по СНВ


По мнению ряда украинских экспертов, договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), который в четверг подписали президенты Соединенных Штатов и Российской Федерации, – хороший пример для других стран, входящих в мировой «ядерный клуб».

По словам ведущего эксперта Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергея Згурца, к новому договору по СНВ США и Россия шли, преследуя различные цели.

«На данном этапе Россия имеет проблему с количеством носителей, которые способны доставлять ядерные боеголовки. Их техническое состояние не позволяет поддерживать паритет с США. Поэтому Россия была заинтересована в том, чтобы уменьшить количество носителей до минимально возможного уровня: в настоящий момент число действующих носителей, которыми она располагает, даже меньше того количества, которое закреплено в новом документе»,– сказал аналитик корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По мнению Сергея Згурца, «договор, подписанный в Праге в четверг, с точки зрения военного паритета между США и Россией, ничего принципиально не меняет».
Другое дело – влияние этого документа на мировое сообщество: «В политическом же плане он одинаково выгоден и США, и России. У них появляется демонстративный инструмент, направленный на то, чтобы убеждать мир сокращать ядерный потенциал. Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) демонстрируется миру, что две супердержавы действительно разоружаются и готовы на деле уменьшать количество ядерных боеголовок в своем арсенале».

Как воспринимается новое соглашение в Украине? Если в момент распада Советского Союза она обладала третьим в мире ядерным военным потенциалом, то сегодня ее военная доктрина не отличается особой четкостью, отмечает Сергей Згурец. «Новый президент Украины, – констатирует аналитик, – заявлял, что нейтральный статус наиболее оптимальный для страны, и если это так, то следующим шагом власти должна быть декларация о принципиальном увеличении расходов на оборону. Если этого не происходит, возникает большая пропасть между декларациями и реальными возможностями обеспечить нейтральный статус собственными силами».

По эксперта, недавний указ, которым президент Янукович упразднил комиссию по интеграции страны в НАТО, «является косвенным подтверждением того, что нейтральный статус должен быть приоритетным в течение пяти-семи ближайших лет».

Внутренняя логика американо-российских отношений стала основным фактором, благодаря которому мировое сообщество осознало глобальную ядерную угрозу. В борьбе с которой Барак Обама и Дмитрий Медведев и сели за стол переговоров, считает политолог Александр Палий: «Вопрос о стратегическом балансе между этими странами является исключительным в диалоге между ними. Ситуация развивается таким образом: для Соединенных Штатов важно максимально уменьшить свой ядерный потенциал, а для России старение ее арсенала провоцирует к его сокращению, несмотря ни на какие договоры: содержать такой арсенал становится экономически невыгодно для РФ. Поэтому это соглашение взаимовыгодно, и нужно понимать, что какой-то связи с ядерными программами других стран здесь нет, учитывая уже то, что Россия и Соединенные Штаты владеют 90% всего ядерного потенциала в мире».

Выход Украины из глобального «ядерного клуба» Палий оценивает резко негативно.

«С военной точки зрения и с политической, ядерное разоружение Украины было настоящей глупостью», – сказал он Русской службе «Голоса Америки». «Но это не значит, – продолжает он, – что сегодня Украине необходимо возвращение ядерного статуса. Мы видим, что это довольно сложная задача по опыту некоторых стран, которые пытаются это сделать, становясь изгоями в мировом сообществе».

По мнению эксперта, обеспечивая свою национальную безопасность, Украине следовало бы активнее сотрудничать с НАТО.

«В мире есть эффективная коллективная система безопасности – НАТО, которая гарантирует безопасность для всех членов альянса. И для Украины намного эффективнее было бы усиление сотрудничества с НАТО, чтобы в итоге присоединиться к нему, чем возобновление ядерного статуса», – полагает аналитик.

По словам председателя правления Центра стратегических исследований Павла Жовниренко, Пражский договор по СНВ исключает самую возможность эскалации новой «гонки вооружений».

«С финансовой точки зрения, он более выгоден России, которая не имеет такого потенциала на содержание «ядерного военного парка», как США. Если бы началась новая «гонка вооружений», то это могло бы негативно сказаться на экономике России, как негативно сказывалось на экономике СССР в начале 80-х годов ХХ века», – сказал он в интервью Русской службе «Голоса Америки».

По мнению Жовниренко, новый договор должен стать одним из первых шагов на пути глобального разоружения: «Ситуация, с точки зрения ядерного сдерживания, сейчас намного сложнее, чем это было до распада Советского Союза. Тогда «ядерных игроков» можно было сосчитать на пальцах одной руки. В настоящий момент политическая система контроля за всеми государствами, обладающих ядерным оружием, значительно усложнена, так как много есть различных нюансов и элементов в системе ядерного мирового развития. Это необходимо учитывать для того, чтобы двигаться дальше в процессе разоружения».

В первые часы после подписания пражского договора официальный Киев никак не отреагировал на это событие. Но стоит напомнить и другом: вскоре после избрания, в ходе своего первого «президентского» визита в Москву, Виктор Янукович предлагал провести апрельскую встречу лидеров США и РФ в столице Украины.

Читайте также:

Бывшие американские дипломаты приветствуют пражское соглашение

Барак Обама: «Мы ушли от наследия холодной войны»

XS
SM
MD
LG