Линки доступности

Сергей Гармаш: Ракетный удар по Краматорску – попытка сорвать переговоры в Минске


Жители смотрят на остатки хвостовой части ракетного снаряда, разорвавшегося на одной из улиц Краматорска на востоке Украины. 10 февраля 2015 г.
Жители смотрят на остатки хвостовой части ракетного снаряда, разорвавшегося на одной из улиц Краматорска на востоке Украины. 10 февраля 2015 г.

Ответственность за обстрел и гибель людей украинская сторона возлагает на сепаратистов

КИЕВ – В результате ракетного обстрела города Краматорска в Донецкой области погибло не менее семи мирных жителей и четверо военнослужащих. Об этом на своей странице в Фейсбуке, с пометкой «обновленная информация» ближе к вечеру 10 февраля сообщает народный депутат Украины Ирина Геращенко.

«Последствия обстрела боевиками мирных кварталов Краматорска: семь погибших среди мирного населения, более двадцати раненых. Среди них – девять в крайне тяжелом состоянии. Четверо детей – ранены. Четыре погибших военных. Российские ракеты "Торнадо С" или "Смерч" долетели с расстояния 70-90 километров. "Мирные ополченцы" прислали "братский российский привет" мирным жителям Краматорска», – пишет Ирина Геращенко.

Информацию об обстреле ракетами российского образца подтверждает начальник ГУ МВС Украины в Донецкой области Вячеслав Аброськин. Информационное агентство УНИАН ссылается на заявление Вячеслава Аброськина о том, что «огонь велся с использованием снарядов "Торнадо"».

В настоящий момент украинские военнослужащие и эксперты проводят исследование неразорвавшихся боеприпасов, которые, по данным прессы, можно наблюдать на улицах Краматорска.

По мнению президента Украины Петра Порошенко российские ракеты были направлены «по центральному штабу Антитеррористической операции (АТО) в Краматорске, а также по жилым кварталам».

«Двадцать пять минут назад из системы реактивного огня "Торнадо" в Краматорске был нанесен удар по "Сармату", по нашему главному штабу АТО. Удар был нанесен по штабу, но второй залп попал по жилым кварталам города Краматорск», – заявил Петр Порошенко, слова которого около полудня по местному времени 10 февраля процитировало информационное агентство «Украинские национальные новости».

К данному часу уточняется точное количество погибших. Как сообщает корреспондент Русской службы «Голоса Америки» из Киева, ни одна из сторон, участвующих в вооруженном конфликте в Донбассе против украинских военных, не взяла на себя ответственность за ракетный удар по городу Краматорску.

Напомним, что инцидент произошел накануне встречи представителей «Нормандской четверки» в Минске, на которой 11 февраля могут быть рассмотрены варианты приостановки огня на востоке Украины.

Версии удара по Краматорску

Шеф-редактор украинского Интернет-издания «ОстроВ», которое активно следит за ситуацией на оккупированных территориях, Сергей Гармаш считает, что ракетная атака на Краматорск могла быть произведена по двум причинам.

«Первая – это ответные действия сепаратистов за подрыв несколько дней назад боеприпасов в Донецке, хотя украинская сторона не брала на себя ответственность за тот случай. Следующая версия: удар по штабу проведения Антитеррористической операции (АТО) в Краматорске – это попытка сделать украинскую сторону более сговорчивой на переговорах в Минске 11 февраля и продемонстрировать свои возможности – добраться до штаба АТО», – говорит Сергей Гармаш Русской службе «Голоса Америки».

Сергей Гармаш считает, что российская сторона и сепаратисты не заинтересованы в мирном исходе переговоров в столице Беларуси, в том формате, который предложен согласно «Минскому протоколу» Трехсторонней контактной группой.

«Вероятно, что «Минский формат» себя исчерпал. Он стал размытым и непонятным. Это консультации или переговоры? Кто точно должен в них принимать участие? Но главная проблема в том, что, как мне кажется, потеряна основа для наработки настоящего мирного плана, который был заложен в «Минское соглашение» в сентябре 2014 года», – отмечает Сергей Гарамаш.

Сергей Гармаш считает, что после незаконных ноябрьских выборов 2014 года на территориях так называемых «Донецкой и Луганской народных республик» (ДНР-ЛНР), проведение выборов согласно украинской законодательной базе, предусмотренных «Минским протоколом», теряет смысл.

«Потому, что эти выборы, если они состоятся, будут проходить в рамках «государственных образований» ДНР-ЛНР, естественно, не по законам Украины. Поэтому нужно искать, вероятно, новую переговорную базу», – считает Сергей Гармаш.

Задачи все те же: подчинить Украину

О том, что очередной виток эскалации конфликта на востоке Украины подтверждает нежелание России и сепаратистов находить компромиссное, мирное решение говорит директор Центра общественных исследований «Украинский меридиан» Дмитрий Левусь.

«Ситуация очень сложная и понятно для всего мира, что Россия направляет все свои усилия на эскалацию конфликта. Сложно в такой ситуации, когда с новой силой возобновлены военные действия в Донбассе, договориться о приостановке огня и установить мир. Более того, если все-таки стороны о чем-то смогут договориться 11 февраля в Минске, это еще не означает, что Кремль намерен выполнять условия перемирия», – отмечает Дмитрий Левусь в комментарии Русской службе «Голоса Америки».

Дмитрий Левусь считает, что спустя почти год с момента аннексии Крыма и начала военных действий на востоке Украины, Кремль так и не смог достичь своей главной задачи – дестабилизировать жизнь страны, подчинить Украину.

«Без желания контроля над Украиной никто не начинал бы этих кампаний. Кремлю нужен политический, экономический контроль над страной. Именно ради этих целей Россия попытается использовать очередной раунд мирных переговоров в Минске и для того, чтобы поднять статус террористов и пророссийских коллаборантов, потребовать для них широкой автономии», – говорит Дмитрий Левусь.

Дмитрий Левусь считает, что подобный сценарий развития ситуации в Украине привел бы к остановке реформ и евроинтеграционных процессов, к потере государственного суверенитета.

План для Донбасса

По словам председателя правления Центра стратегических исследований Павла Жовниренко, каким бы ни был результат переговоров в Минске 11 февраля, силовое решение не должно определять будущее Донбасса.

«Переговоры должны продолжаться, это должна быть схема «соизмерения потенциала и достижения» результатов. Украине следует предоставить план экономического развития и реконструкции Донбасса. Жители Донбасса, которые выехали или остаются на оккупированных территориях, должны «увидеть» себя в Украине. Необходимо предоставить им понимание того, какой будет жизнь после конфликта, что будет с шахтами и заводами, как заработает социально-экономическая махина», – говорит Павел Жовниренко Русской службе «Голоса Америки».

Вместе с тем, Павел Жовниренко считает, что российская сторона соглашается на переговоры в Минске, но при этом демонстрирует нежелание прекращать военные действия в Донбассе.

«Путин, судя по всему, не намерен отступать. Этим объясняется очередное обострение ситуации. Причем, подобное происходило и раньше перед всеми переговорами любого формата: начало силовых действий в Донбассе со стороны России, российских военных и сепаратистов из так называемых "ДНР-ЛНР"», – говорит Павел Жовниренко.

Российская сторона в качестве возможного сценария развития ситуации в Донбассе, направленном на прекращение огня, могла бы пожелать некую форму автономии для региона, считает Павел Жовниренко. Однако такой план, фактически, указывает на игнорирование Москвой прав Украины на самоопределение, ее государственности и территориальной целостности, отмечает эксперт.

«Украина уже была, фактически, федеративным государством: у нас была автономия, которая оказалась «лакомым кусочком» для агрессора. Главный результат любых переговоров для России – это ее желание продолжать находиться на территории Украины. А польза, как мы видим, от большого договора – Будапештского меморандума – минимальна и лишь на бумаге подтверждает обязательства сторон», – говорит Павел Жовниренко.

XS
SM
MD
LG