Линки доступности

Россия использует газ как инструмент политического давления


Северный поток-2 нарушает принципы диверсификации поставок газа в Евросоюз, считают в Украине

КИЕВ – Россия использует поставки газа как инструмент политического давления на Украину. Об этом говорится в совместном заявлении председателя комитета по международным делам Европарламента Дэвида Макаллистера и главы делегации Европарламента в комитете парламентской ассоциации Украина-ЕС Дариуша Розати.

«Мы глубоко обеспокоены решением Газпрома от 1 марта 2018 года прекратить поставки уже оплаченного газа в Украину, а также дальнейшим намерением Газпрома расторгнуть контракт с Нафтогазом. Это является очередным подтверждением использования поставки газа как политического инструмента давления со стороны России, что может оказать негативное влияние на энергетическую безопасность Евросоюза», – отметили в Европарламенте, сообщает 6 марта Украинское национальное информационное агентство (Укринформ).

Авторы заявления приветствовали готовность Еврокомиссии выступить посредником в этой ситуации и призвали все стороны как можно скорее договориться о начале трехсторонних консультаций в формате Европейский Союз-Украина-Россия с целью урегулирования напряженной ситуации.

Во время встречи 5 марта с министром обороны Королевства Швеция Петером Хултквистом президент Украины Петр Порошенко выразил надежду, что «страны северной Европы – Швеция, Финляндия, Дания – сыграют очень важную роль для того, чтобы не дать России использовать инструменты газового шантажа против Европейского Союза и Украины».

Президент Петр Порошенко подчеркнул, что решение Стокгольмского арбитража, который «подтвердил энергетическую независимость нашего государства и обязал РАО Газпром заплатить 4,6 миллиардов долларов». Лидер Украины отметил, сообщает его пресс-служба, что «позиция России после решения Стокгольмского арбитража дает дополнительные основания подумать о необоснованности проекта Северный поток-2».

«Это дает дополнительные основания, чтобы продумать – насколько обоснованным с точки зрения энергетической безопасности Европы является проект Северный поток-2, который монополизирует поставки газа в ЕС со стороны РФ и нарушает принципы диверсификации», – считает Петр Порошенко.

В Киеве во время выступления на международной конференции «Реформа парламента: ретроспектива и перспективы» глава комитета Европейского парламента по иностранным делам Эльмар Брок (Elmar Brok) отметил, что строительство газопровода Северный поток-2, который является проектом Газпрома, является недопустимым.

«Россия, мягко говоря, никак не помогала, направляя энергию (энергоносители – ред.) Украине в последние недели. Моя позиция: нам нельзя позволить достраивать Северный поток-2. В Германии с этим также согласны», – сказал дипломат 6 февраля, сообщает информационное агентство Интерфакс-Украина.

О позиции Газпрома и акции #прикрути

Напомним, что с 1 марта Газпром «получил и вернул» предоплату Нафтогаза за март 2018.

«На сегодня не согласовано дополнительное соглашение к действующему контракту с НАК Нафтогаз Украины на поставку газа, необходимое для начала поставок», – подчеркнул заместитель председателя правления компании Александр Медведев, сообщает информационное агентство Интерфакс 1 марта.

Александр Медведев отметил, что «поэтому в этой ситуации мы, действуя в добросовестном ключе, вернули в полном объеме поступившую от Нафтогаза Украины сумму». «Очевидно, что поставки газа с 1 марта для НАК Нафтогаз Украины осуществляться не будут», – утверждает Александр Медведев.

В ответ на действия Газпрома, и фактическую остановку подачи газа, украинские власти призвали граждан прибегнуть к режиму экономии.

«Благодаря оперативному внедрению плана реагирования украинской властью, а также высокому уровню общественного сознания украинцев, которые активно присоединились к акции #прикрути и добровольно уменьшили температуру в своих домах на один градус, по оперативным данным за прошедшие сутки по всем областным центрам и крупным городам Украины потребление газа сократилось примерно на 25 миллионов кубометров (14%) по сравнению с 1 марта», – сообщает пресс-служба НАК Нафтогаз 3 марта.

Председатель правления НАК Нафтогаз Украины Андрей Коболев призвал украинцев продолжать акцию до 6 марта, «потому что каждый сэкономленный вами кубометр газа – это защита Украины от непредсказуемых действий россиян».

На своей странице в Фейсбуке представитель министерства энергетики и угольной промышленности Украины Максим Билявский 6 марта сделал запись о том, что «кризисный комитет при Минэнергоугольпроме только что принял решение объявить о завершении кризисной ситуации, переход в штатный режим работы с 7 марта 2018».

Жесткие переговоры и газовый хаб

Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний считает, что Германия – одна из главных европейских стран, которая существенно влияет на процесс продвижения проекта Северный поток-2.

«Инициатива в первую очередь идет от Германии, которая хотела бы стать газовым хабом Европы, распределять газ – как диспетчер. Я не считаю, что Европа отказалась от Северного потока-2. Временно перестали его финансировать потому, что наложены санкции со стороны Соединенных Штатов на российскую сторону и сейчас фактически Северный поток-2 строится на деньги Газпрома», – говорит Тарас Загородний корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Тарас Загородний считает, что завершение строительства и пуск в эксплуатацию Северного потока-2 может ударить по Украине, ее энергобезопасности.

«Остается жесткая позиция Соединенных Штатов, которые будут давить на этот газопровод потому, что его реализация жестко ударит по Украине и это несет большие риски безопасности для Европы: Россия получает возможности для создания дополнительных риски для развязывания войны. Мотивация здесь следующая: нет газа в украинской газотранспортной системе – нет рисков сорвать транзитную поставку в Евросоюз. Если газ будет идти через Северный поток-2, воевать против Украины будет значительно проще. И сегодня мы видим достаточно безответственную позицию Германии, которая, несмотря ни на что, продолжает реализовывать этот проект», – утверждает Тарас Загородний.

Конфликт, который возник между Украиной и Россией в начале марта 2018 по газовым поставкам, по мнению Тараса Загороднего, может привести к подписанию краткосрочного контракта на поставку «голубого топлива».

«Понятно, что рано или поздно, но договор все равно придется продлевать. Не исключаю –краткосрочно, на год. Хотя Газпром не оставит попыток торпедировать украинскую газотранспортную систему. Выход из этой ситуации может быть в возобновлении переговоров о создании консорциума, в котором возьмет участие и Украина, и Газпром. В этом случае строительство Северного потока-2 становится все менее необходимым. Возможно, создание консорциума, заставит Германию задуматься, так ли ей нужен Северный поток-2», – подчеркивает Тарас Загородний.

Он говорит, что поиском выхода из сложившейся ситуации будет заняты не только в Украине, но и в Евросоюзе, Соединенных Штатах и России. «Важно обеспечить беспрерывность транзита газа в Европу, и всем сторонам выгодно, чтобы украинская газотранспортная была заполнена», – подчеркивает Тарас Загородний.

Газ, экономические активы и инструменты шантажа

Исполнительный директор Центра социальных исследований «София» Владимир Лупаций считает, что Россия использует энергоносители, не «как экономические активы, а как инструмент давления и шантажа».

«Уже звучали заявления со стороны России о том, что Москва готова прекратить транзит газа через территорию Украины, и в этом плане Северный поток-2 становится геополитическим проектом. Это очевидно. Какова при этом будет позиция со стороны Европы? Могут быть разные варианты. Кризис, связанный с прекращением транзита через Украину, и Северный поток-2 в Евросоюзе будут рассматривать как две отельные проблемы», – говорит Владимир Лупаций корреспонденту Русской службе «Голоса Америки».

Отказ России от транзита газа через украинскую территорию, по словам эксперта, влияет не просто на вопрос энергобезопасности, а ведет к «совершенно другой военно-стратегической ситуации» вокруг Украины.

«Для Украины газ в последнее время – это вопрос безопасности. Россия стремится избавиться от рисков, которые связаны с рисками взаимозависимости с транзитом через Украину. В данном случае, нельзя исключать вариантов возврата к проектам, которые позволили бы европейским потребителям получать газ на восточной границе Украины – на границе с Россией. Таким образом, европейцы бы выступали покупателями у России и снимали конфликтную ситуацию между Украиной и Россией», – утверждает Владимир Лупаций.

Он считает, что такой вариант может прорабатываться сторонами, участвующими в поставках и транзите российского газа в Евросоюз через Украину.

XS
SM
MD
LG