Линки доступности

В Крыму прошли обыски и задержания крымскотатарских активистов


По данным лидера Меджлиса Рефата Чубарова, на аннексированном полуострове незаконно задержано около семидесяти человек

В Крыму проведены обыски у двух местных жителей, после чего оба были задержаны. Задержанные подозреваются в участии в деятельности организации Хизб ут-Тахрир. Об этом на своей странице в Фейсбуке 21 мая сообщила общественная организация «Крымская солидарность».

«Срочно! В Бахчисарае обыски! […] Эдема Смаилова увезли в Симферополь, по предварительным данным в УФСБ на бульваре Франко. Обыск в доме Эдема Смаилова продолжается. […] Активиста «Крымской солидарности» Сервера Мустафаева увезли в Симферополь», – отмечается на сайте организации.

Активисты подчеркивают, что представители российской власти нарушают российское законодательство – во время следственных мероприятий в доме Сервера Мустафаева к нему не допустили адвоката Эмиля Курбединова.

«В доме находятся пенсионеры и малолетние дети. В нарушение УПК РФ, я, как адвокат Мустафаева С.Р., не был допущен к своему доверителю по месту проведения обыска (иных следственных мероприятий) сотрудниками (предположительно) Центра по противодействию экстремизму и ФСБ, что является существенным нарушением прав на защиту», – цитируют представители «Крымской солидарности» слова Курбединова.

Народный депутат Украины, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров назвал «масштабными провокациями» и «попытками дискредитации Меджлиса» новые обыски и аресты в Крыму. Об этом Рефат Чубаров написал на своей странице в Фейсбуке.

«Пресс-служба «крымского главка Федеральной службы безопасности» распространила информацию о том, что, мол, “сотрудники Управления ФСБ России по Республике Крым и Севастополю... задержали двоих жителей Бахчисарайского района по подозрению в участии в запрещенной в РФ организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», которым «инкриминируется совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 205.5 УК РФ («Участие в деятельности террористической организации»)”. Чуть позже стало еще “горячее», пресс-служба “крымского главка ФСБ РФ” срочно выдала резонансную информацию о том, что, мол, "раскрыта деятельность экстремистской группы, созданной помощником депутата Верховной Рады Мустафы Джемилева Эролом Велиевым. Группа была организована по указанию находящегося в розыске лидера запрещенного в России Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова при поддержке СБУ"», – написал Чубаров.

По мнению Чубарова, все эти заявления свидетельствуют о том, что «мы являемся очевидцами, а многие и непосредственными жертвами новых репрессий», сообщает Украинское национальное информационное агентство 21 мая.

До обысков у Эдема Смаилова и Сервера Мустафаева и их задержания (18 мая) Рефат Чубаров сообщил, что в аннексированном Крыму незаконно лишены свободы 67 украинцев.

«На сегодняшний день незаконно лишены свободы 67 жителей Крыма, граждан Украины. Своих незаконно осужденных родителей ждут уже 105 малолетних детей», – приводит слова Чубарова РБК-Украина.

Задержания в Крыму: реакция в мире

Политолог Тарас Чорновил отмечает, что в поле зрения российской власти на оккупированной территории в Крыму все больше попадают именно представители Меджлиса и религиозных организаций. Эту ситуацию он называет «смещением акцентов» репрессивных действий российской власти.

«Действительно, происходит некоторое смещение акцентов. Если раньше, основная часть дел была связана с протестами крымских татар, которые вышли отстаивать, по существу, украинский суверенитет 26 февраля 2014 года под стены Верховного Совета Крыма, то сегодня преследуют тех, кто связан с Меджлисом и участников религиозных течений. Да, и раньше были аресты членов Меджлиса, но они напрямую не были связаны с самим Меджлисом. Все чаще преследуют за пребывание крымских татар в одной из религиозных организаций – Хизб ут-Тахрир, которая в большинстве стран мира существует легально», – сказал Чорновил корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он напомнил, что преследования по «делу 26 февраля» абсолютно необоснованны, поскольку, даже с точки зрения тогдашнего российского законодательства, Крым был «стопроцентно украинской территорией».

«Так называемый «референдум» случился позже, как и преступная аннексия Крыма, но Россия продолжала выносить приговоры по делу, которое никак не входило в юрисдикцию российского закона», – подчеркивает Тарас Чорновил.

Нынешнее задержание в Крыму он называет вызовом международной правовой системе.

«Это вызов, причем, не только Украине, и не только крымским татарам, а демонстративный вызов мировому сообществу. Россия показывает, что ей наплевать на мнение международной общественности. Например, по ситуации с Меджлисом крымскотатарского народа – есть четкое и предварительное определение международного суда ООН в Гааге, в полном объеме возобновить деятельность Меджлиса крымскотатарского народа и прекратить все репрессии против ее членов», – подчеркивает политолог.

Задержания – показательные и направлены против активистов

Эксперт Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко считает, что Украина обладает ограниченными возможностями влиять на задержания, осуществляемые российскими властями в аннексированном Крыму.

«К сожалению, Россия считает Крым своей территорией и проводит ту политику, которую она считает нужной. И, очевидно, у международного сообщества больше шансов влиять на ситуацию в Крыму. Сегодня насчитывается, практически, семьдесят политических крымских заключенных, включая Владимира Балуха, который голодает больше 60 дней, Олега Сенцова, который начал неделю назад голодовку. Кроме привлечения внимания международного сообщества, других способов повлиять на России пока нет», – сказала Юлия Тищенко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По словам Тищенко, нынешние задержания в Крыму показательны, поскольку Россия преследует активистов, помогающих пострадавшим от российской власти.

«Задерживают не просто тех, кто живет в Крыму, а тех, кто проявляет активную позицию в сфере прав человека. Как в случае с Ресулем Велиляевым, которого задержали и содержат в «Лефортово». Он был чуть ли не единственным меценатом крымскотатарских инициатив в сфере культуры, образования. Это похоже на сознательную политику со стороны России, преследовать активистов и об этом нужно говорить не только в Твиттерах, но и международным партнерам Украины, на международной арене», – подчеркивает эксперт.

Юлия Тищенко считает, что Украина прилагает усилия на международном уровне для активизации вопросов возвращения Крыма, однако, международные суды и процессы не насколько быстры в своих решения.

«И, конечно же, в международной повестке больше игроков по ситуации на Донбассе. Минский процесс, Минские соглашения, нормандский формат, – все они посвящены Донбассу, вопросы Крыма там не звучат. Хотя, безусловно, для Украины все эти темы важны, включая Крым, их нужно поднимать в международной повестке дня», – утверждает Юлия Тищенко.

XS
SM
MD
LG