Линки доступности

Нариман Джелялов: крымские власти пытаются нивелировать роль Меджлиса крымскотатарского народа


Сергей Аксенов (в центре)
Сергей Аксенов (в центре)

Меджлис указывает на проблемы крымской власти, которая не готова к компромиссам с коренным народом полуострова

КИЕВ – Российское издание «Коммерсантъ» 22 сентября опубликовало интервью с временно исполняющим обязанности главы Крыма Сергеем Аксеновым, в котором он говорит, что для него не существует с позиции «юридического поля» такой организации, как Меджлис крымскотатарского народа.

В тексте этого интервью, которое доступно для общего пользования на интернет-сайте «Коммерсанта», Меджлис крымскотатарского народа упоминается со строчной, не заглавной буквы.

«Какой меджлис? Организация не была зарегистрирована должным образом. Ее нет», – отмечает Сергей Аксенов в своем ответе на вопрос о том, как он оценивает статус Меджлиса и перспективу сотрудничества с ним.

Аксенов в довольно ультимативной форме высказался о том, что готов давать жесткую оценку всем тем, кто «будет лбами сталкивать людей на межнациональной почве».

«Я тем или иным способом либо из Крыма выдворю, или они получат оценку в уголовном порядке», – подчеркнул Аксенов в интервью.

Между тем, представители крымскотатарского народа выражают обеспокоенность риторикой так называемого «главы Крыма».

Заместитель главы Меджлиса крымскоторатарского народа Нариман Джелялов рассказал по телефону корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Тарасу Бурносу о том, что Меджлис имеет полномочия организации, которые зафиксированы декларацией ООН.

Тарас Бурнос: Как вы оцениваете заявление, которое прозвучало по поводу юридического статуса Меджлиса? Имеет ли оно под собой почву?

Нариман Джелялов: Крымские власти всячески пытаются нивелировать роль Меджлиса крымскотатарского народа. Эти попытки были и ранее. И каждый раз для руководителей и для власти в целом это заканчивалось не всегда приятно – имело негативные последствия.

Всякий раз, когда власть осуществляла нападки на Меджлис, на крымских татар – в итоге пройдя через негативные вещи, приходилось садиться за стол переговоров и достигать компромиссов. Нынешняя власть наступает на те же грабли.

Господин Аксенов, идя по этому пути, делает соответствующие заявления. Спорить с ним я не собираюсь. Действительно, юридически Меджлис не имеет статуса – ни в Украине, ни в России. Эта проблема проистекает не от самой организации: мы не против зарегистрироваться. Но предложение зарегистрироваться – в свое время от украинских, теперь от крымских, российских властей – в качестве обычного общественного объединения мы категорически отвергаем, поскольку Меджлис по своей сути является совершенно иной общественной структурой, суть которой наиболее четко зафиксирована в декларации прав коренных народов ООН.

Т.Б.: Насколько успешными являются эти переговоры, попытки достигать компромиссов?

Н.Д.: Мы предлагали и украинским властям, и российским властям – пожалуйста, отдельным актом зафиксируйте статус Меджлиса. Мы не против. Единственное, мы хотели бы обсудить тонкости этого статуса.

В то же время, учитывая, что нас все время публично «не признают», в большинстве политических документов, заявлениях, в прокуратуре Крыма, ФСБ и МВД постоянно фигурирует «организация Меджлис крымскотатарского народа». То есть власти сами себе противоречат, говорят, что нас нет, но при этом постоянно упоминают Меджлис крымскотатарского народа в официальных документах.

Это проблема власти. Ей нужно разобраться, давно пора взять себя в руки и понять, что другого выхода, кроме как сесть за стол переговоров с официальными представителями Меджлиса и достигнуть компромисса, чтобы общество в Крыму не будоражилось, а ситуация сохранялась стабильной, нет.

Господин Аксенов сегодня от некой безвыходности сыпал угрозами. Но он не первый, кто это делает. Даже если бы эти угрозы реализовывались, все равно пришлось бы договариваться.

Т.Б.: Считаете ли вы, что если бы удалось достичь некоего согласия, то ситуация в Крыму бы стабилизировалась? Но не подпали бы вы при этом под осуждение за, так сказать, «соглашательскую позицию»?

Н.Д.: Когда мы рассматривали этот вопрос, у нас была внутренняя дискуссия, были предположения, что это может восприниматься как коллаборационизм. Мы предложили власти немного дифференцировать сам вопрос – не включаться в геополитические баталии, а исходить из тех практически важных вопросов, которые касаются непосредственного сожительства разных групп крымского общества друг с другом.

Оставить вопросы территориального статуса для рассмотрения в правительствах стран – при этом мы могли бы просто решать практические вопросы, которые остаются актуальными независимо от территориальной принадлежности Крыма.

Среди них – вопросы нынешних обысков среди крымских татар, о статусе Меджлиса, о реализации прав национальных групп, граждан, касательно их индивидуальных прав. Огромный спектр вопросов можно было бы, договариваясь, решать, чтобы успокоить ситуацию в Крыму независимо от геополитических раскладов.

Мы готовы <…> сесть за стол переговоров, не затрагивая ряд вопросов – отношения крымских татар к проблеме присоединения Крыма к России. Но власти этого сами не захотели, увязывая одно с другим.

Например, открытие национальных классов на крымскотатарском языке связывают с признанием Меджлисом присоединения Крыма к России. В результате в какой-то мере от этого мы не смогли найти общий язык. Мы предложили – отделить зерна от плевел и попытаться договориться на благо крымского общества. Не получилось пока.

Т.Б.: Действительно, как утверждает господин Аксенов, Меджлис крымскотатарского народа пользуется поддержкой от 15 до 20 процентов крымских татар?

Н.Д.: Уже не первый руководитель Крыма «уговаривает» себя таким образом. Были – Анатолий Могилев, Василий Джарты (бывшие украинские руководители в крымской автономии – Т.Б.). Каждый из них пытался при помощи некоторых, к сожалению, наших соотечественников, убедить себя в том, что Меджлис не имеет поддержки. Да, поддержка Меджлиса не стопроцентная, она колеблется время от времени, но как минимум половина крымских татар поддерживает Меджлис.

Они его могут критиковать, критиковать жестко, но при этом, когда ситуация касается всего крымскотатарского народа, Меджлис всегда обладал поддержкой.

Господину Аксенову и всей нынешней власти нужно изучить современную историю взаимоотношений в Крыму, включая отношение к Меджлису. Не просто понять, что нужно сменить риторику и методику в отношении с крымскими татарами, и наконец-то сделать здравый шаг – понимать крымских татар, понимать, что они хотят.

XS
SM
MD
LG