Линки доступности

Расследование Bellingcat в оценках украинских экспертов


Официальное расследование, которое проводит прокуратура Нидерландов, наверняка примет во внимание данные нынешнего журналистского расследования

КИЕВ – Самоходная огневая установка (СОУ) «Бук», сбившая рейс 17 «Малазийских авиалиний», – это «Бук 3х2» из российской 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в Курской области. Об этом 3 мая сообщают в новом докладе, посвященном расследованию падения Боинга-777 «Малазийских авиалиний» в небе над Донбассом, представители независимой журналистско-аналитической группы Bellingcat.

«В нашем новом отчете мы однозначно установили вторую цифру номера «Бука 3х2» путем анализа семи его отличительных особенностей, в том числе характерной вмятины на пластине в передней части левого борта, белых отметок на шасси и комбинации подключения кабелей к лафету пускового устройства», – говорится на интернет-странице Bellingcat.

Авторы 28-страничного доклада путем анализа и «сравнения «Бука 3х2» с «Буком», замеченным на востоке Украины 17-18 июля 2014», приходят к выводу, что данная самоходная огневая установка имеет бортовой номер «332». Команда Bellingcat утверждает, что попыталась «убедительно установить «личность» этого печально знаменитого «Бука», определив, что за цифра была у него посередине номера».

«Эта средняя цифра – «3». Таким образом, до того, как средняя цифра была стерта, «Бук», сбивший MH17, носил номер 332. В ходе подготовки данного расследования члены команды Bellingcat обнаружили и проанализировали десятки фотографий различных СОУ «Бук», опубликованных военнослужащими 53-й зенитно-ракетной бригады с 2010 года», – отмечается Bellingcat.

Полная версия доклада «"Бук 3х2": тайна потерянной цифры» на сайте Bellingcat представлена на трех языках: английском, русском и немецком.

«В полной версии отчета подробно описано, как мы «сузили круг подозреваемых» до трех СОУ. В результате сравнения семи уникальных особенностей мы установили, что «Бук 332» – единственная СОУ, которая имеет общие черты с «Буком 3х2», попавшим на видео и фото в России в июне 2014 года и на востоке Украины 17 и 18 июля 2014 года. Мы изучили следующие семь особенностей: форму повреждений боковых щитков гусениц, комбинации различных типов катков (полых и со спицами), вмятину в левой боковой панели, подключение кабельных соединений к лафету пускового устройства, белые отметки на боковых щитках гусениц, шрифт и пробелы между цифрами, а также форму и размер пятен масла/копоти у выхлопного отверстия», – отмечается в сообщении Bellingcat.

Подытоживая доклад, в параграфе «Обсуждение», его авторы подчеркивают, что им «удалось выявить семь уникальных особенностей» и совпадений, которые позволяют утверждать, что так называемые «Бук 3х2», запечатленный на фотографиях и видео 17 и 18 июля 2014 года, и «"Бук" сепаратистов» – одна и та же установка.

«Из всего приведенного выше анализа можно сделать следующие выводы: «Бук», снятый на фото и видео 17 и 18 июля в районах востока Украины, контролируемых сепаратистами, не имеет отношения к украинским «Букам», базировавшимся в этом регионе, в частности, к 156-му зенитно-ракетному полку. «Бук» сепаратистов и российский «Бук 3х2» (с одной замазанной цифрой в бортовом номере), замеченный в колонне на территории России в июне 2014 года, – это одна и та же машина», – отмечают в Bellingcat.

Напомним, что авиалайнер Боинг-777 «Малазийских авиалиний» выполнял плановый пассажирский рейс MH17 по маршруту Амстердам – Куала-Лумпур. Самолет был сбит 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области (Украина) в зоне проведения Антитеррористической операции правительственными войсками против сепаратистов, поддерживаемых Россией. Погибли все 298 пассажиров и членов экипажа, находившиеся на борту авиалайнера.

Совпадение официальной и неофициальной версий

Украинский историк и политолог Александр Палий, считает, что почти спустя два года после катастрофы в небе над Донбассом, официальное и неофициальное расследование версий и причин падения самолета приходят к одному выводу – он был сбит именно из зенитно-ракетного комплекса «Бук».

«Мы видим, что Россия очень нервно реагирует на эти заявления. Россияне говорят о том, что их аргументы не принимают во внимание, полностью игнорируют. Но на самом деле то, что мы сейчас видим, это ни что иное, как попытка Кремля построить свою «линию обороны», когда станет окончательно понятно, что Боинг сбили не какие-то ополченцы, а конкретно – российские военные из регулярных российских подразделений», – отмечает Александр Палий в комментарии Русской службе «Голоса Америки».

Реакцию российской стороны в момент падения самолета и в 2016 году он называет еще одним подтверждением в причастности России к трагедии, которая произошла 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области Украины.

«Россия хотела создать масштабную провокацию, полностью нивелировать преимущество Украины, которое было в небе над Донбассом в первые месяцы вооруженного противостояния. На данный момент Россия фактически сбила с десяток украинских самолетов и вертолетов, используя средства противовоздушной обороны, которые априори не могли иметь так называемые ополченцы-террористы», – утверждает Александр Палий.

По словам Александра Палия, официальное расследование, которое проводит нидерландская прокуратура, несомненно примет во внимание данные нынешнего журналистского расследования.

«Нельзя исключать, что официальный вердикт будет очень жестким в отношении России. Однако уже сегодня можно говорить, что выводы нидерландской прокуратуры и версии журналистов сместились в одну сторону, именно: поражение лайнера с земли ракетой из установки «Бук», – говорит Александр Палий.

Нынешние выводы Bellingcat он называет «намеком» на тот факт, что человеческие жертвы среди мирного населения – это одна из форм ведения войны со стороны современной России.

«Ради своих целей Россия готова жертвовать «гражданскими». Так было в Чечне, это происходит в Донбассе, счет гибелей среди местного населения идет даже не на сотни, а на тысячи. Поэтому, гибель еще трехсот человек, ради милитаристских целей, просто не бралась во внимание», – подчеркивает Александр Палий.

Две составляющие расследования трагедии

Украинский политолог Олеся Яхно-Белковская считает, что в громком международном процессе по поводу гибели рейса МН17 над Донбассом есть две составляющие – юридическая и составляющая, формирующая общественное мнение.

«Bellingcat и раньше делали доклады. И сегодня речь идет о формировании общественного мнения по данной проблеме, прежде всего, в Европейского Союзе. Это не менее важная, сравнивая с юридическим процессом и расследованием, задача, которую делают журналисты и эксперты», – говорит Олеся Яхно-Белковская Русской службе «Голоса Америки».

Она напоминает, что официальное расследование нидерландской прокуратуры состоит из нескольких этапов и технически уже были отброшены ряд домыслов: о том, что пассажирский лайнер «Малазийских авиалиний» мог сбить военный самолет, или, что он сам взорвался в воздухе.

«Осталась одна версия – самолет был целенаправленно сбит с земли. Не исключено, что данные журналистов будут использованы в официальных докладах. Не менее важным является влияние исследования Bellingcat на формирование европейского общественного мнения. За последний год Россия активнее ориентирует свои информационные продукты на европейского потребителя, понимая, что часть Евросоюза заинтересована в снятии санкций», – подчеркивает Олеся Яхно-Белковская.

«В России, несомненно, учитывают, что в ведущих странах Евросоюза в 2017 году, в Германии и Франции пройдут парламентские и президентские выборы соответственно. Поэтому данное исследование имеет очень важное значение для информирования европейских граждан», – отмечает Олеся Яхно-Белковская.

О кодировках для специалистов

Директор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова, военный эксперт Алексей Мельник считает, что журналисты добросовестно проанализировали данные и факты, которые позволяют сделать определенный вывод.

«Действительно, нумерация на борту машины несет кодировку, по который специалисты могут и определяют принадлежность зенитной установки к дивизиону, военной части. Как и другие отличительные признаки – катки, царапины, окраска на фотографиях. Эту часть работы журналисты проделали очень точно и добросовестно», – говорит Алексей Мельник Русской службе «Голоса Америки».

Расследование Bellingcat, по мнению Алексея Мельника, займет важное место в официальном расследовании нидерландской стороны.

«Сегодня уже просто смешно, когда кто-то по-прежнему пытается говорить о версии с участием истребителя или штурмовика СУ-25, расстрелявших пассажирский рейс. Штурмовик СУ-25, например, по техническим характеристикам не может подняться на «рабочую» высоту Боинга», – подчеркивает Алексей Мельник.

Журналистское расследование, отмечает Алексей Мельник, подтверждает официальную версию и заключение голландской комиссии о том, что фатальный выстрел был произведен ракетой класса «земля-воздух».

Расследование Bellingcat и реакция Кремля

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя расследование группы Bellingcat по крушению малазийского лайнера, заявил, что «вокруг катастрофы MH17 много спекуляций». Об этом 4 мая сообщает РИА «Новости».

Прежде всего, по словам Дмитрия Пескова, происхождение группы Bellingcat и ее идентичность еще предстоит установить. Что касается каких-либо идентификационных номеров российских вооружений, то это скорее тема для экспертов в министерстве обороны, сказал он.

Пресс-секретарь российского президента также отметил, что подавляющее большинство информации, связанной с крушением Боинга «Малазийских авиалиний», носит спекулятивный характер. «Есть данные, которые официально представлялись российскими специалистами, российскими экспертами. В первую очередь, конечно, мы призываем ориентироваться на эти данные», – сказал Дмитрий Песков.

XS
SM
MD
LG