Линки доступности

Срыв перемирия: выживет ли соглашение между США и Россией по Сирии?


Стаффан де Мистура, Джон Керри и Сергей Лавров
Стаффан де Мистура, Джон Керри и Сергей Лавров

Вашингтон заявляет, что пересмотрит перспективы сотрудничества с Москвой в сирийском вопросе

МОСКВА – Договоренность между США и Россией по урегулированию в Сирии, достигнутую госсекретарем Джоном Керри и министром иностранных дел России Сергеем Лавровым десять дней назад в Женеве, в последние дни подвергли очень тяжелым испытаниям. На фоне постоянных сообщений о нарушении перемирия всеми конфликтующими сторонами произошли два случая, вызвавших большой резонанс: обстрел в субботу западной коалицией окрестностей аэродрома сирийской армии, в результате которого погибли десятки солдат армии Башара Асада, и взрывы в гуманитарном конвое, следовавшем 19 сентября по окраинам Алеппо.

За последний инцидент глава сирийского Высшего комитета по переговорам Рияд Хиджаб возложил ответственность на Дамаск и Москву, заявив, что располагает точной информацией об их причастности к гибели конвоя.

В заявлении для прессы представителя Госдепартамента США Джона Кирби в связи с авиаударом по гуманитарной колонне близ Алеппо отмечается: «На протяжении более чем недели мы призывали Москву выполнить обязательства, взятые на себя в Женеве с целью обеспечения беспрепятственного поступления гуманитарной помощи сирийскому народу. И на протяжении более чем недели сирийский режим неоднократно отказывал конвоям ООН во въезде, препятствуя тем самым доставке срочной помощи в виде продуктов питания, воды и медикаментов для находящихся в отчаянном положении сирийских граждан... Пункт назначения этого конвоя был известен сирийским властям и Российской Федерации, и все же гуманитарные работники погибли в попытке оказания помощи сирийскому народу».

Соединенные Штаты, подчеркивается в заявлении Джона Кирби, поднимут этот вопрос непосредственно перед Россией: «Учитывая вопиющее нарушение режима прекращения военных действий, мы пересмотрим будущие перспективы сотрудничества с Россией».

Во вторник в Нью-Йорке за закрытыми дверями состоялись переговоры Джона Керри и Сергея Лаврова по Сирии, о результатах которых не сообщалось. После них прошла встреча Международной группы поддержки Сирии, в которой, кроме Керри и Лаврова, приняли участие верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура, генеральный секретарь Лиги арабских государств Ахмед Абуль-Гейт, главы МИД Великобритании, Турции, Саудовской Аравии, Омана, Ливана, Японии, Ирака, Германии, Египта, Канады, Нидерландов, Иордании, Италии, Франции, Австралии, представители Испании, Ирана, Китая, ОАЭ и Катара.

Как позже рассказал журналистам министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро, «переговоры между США и Россией достигли предела своих возможностей, мы видим, что есть сложности», а на самой встрече имела место «очень тяжелая, драматическая атмосфера».

В то же время российский представитель в ООН Виталий Чуркин заявил, что Москва отказалась от идеи одобрения Советом Безопасности ООН договоренностей США и России по Сирии: «Резолюции не будет. Мы больше не настаиваем на одобрении Совбезом этих договоренностей. США не хотят их обнародовать, это давно уже понятно».

Несмотря на слова спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры о том, что «американо-российские соглашения по Сирии не умерли», многие эксперты полагают, что их судьба будет печальной. В Кремле придерживаются такой же точки зрения: пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал во вторник журналистам, что надежды на возобновление режима прекращения огня в Сирии – «очень слабые».

Александр Шумилин: российские военные больше завязаны на Асада, чем политики

Директор Центра изучения ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин не исключает, что российские военные могут быть не заинтересованы в том, чего добивается российский МИД, то есть – в устойчивой договоренности с Вашингтоном по Сирии: «Конечно, есть фактор воздействия на Путина военных, генералов, которые снимают пенки со своего участия в сирийской мясорубке. Они уже завязали многое на Сирию, на происходящее там, многое в смысле тестирования оружия, обкатки летчиков в боевой обстановке, систем взаимодействия и связи. Это им нравится и с профессиональной точки зрения, и с точки зрения доходов. Хотя эта группа не то, чтобы совсем самостоятельна».

«Но здесь еще и добавляется фактор определенной зависимости от партнеров, главный из которых – Башар Асад», – продолжает эксперт. – «Российский генералитет находится в прямом контакте с сирийским генералитетом, ощущает эту связь и ответственность за происходящее. И бросить Асада военным намного тяжелее, чем на политическом уровне. Поэтому явно сформировалось нечто вроде зависимости обратного рода от Асада. И эта зависимость сводится к пониманию российским генералитетом, задействованным в этой операции, непосредственных потребностей армии Асада, которая уже перешла, благодаря политическому руководству России, из стадии выживания в стадию продвижения и экспансии».

Из-за этого, полагает Александр Шумилин, «российский генералитет может настоятельно рекомендовать политическому руководству России проникнуться таким же пониманием и выстраивать политические концепции, исходя уже из развития ситуации на поле боя в пользу Асада».

Александр Шумилин уверен, что если нарушения перемирия продолжатся, и США решат больше не сотрудничать с Россией по Сирии, то последует «мобилизация региональных союзников – суннитских монархий, а также Турции, на поддержку сирийской оппозиции, и резкое усиление ее уровня вооружения, перевод его на новый уровень вплоть до поставок ПЗРК, а также создание бесполетных зон».

Алексей Арбатов: сотрудничество США и России в Сирии должно продолжиться

Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов отмечает, что договоренности между Вашингтоном и Москвой по Сирии необходимы, хотя и подвержены большому риску провала: «Такая договоренность и достижима, и необходима, но у мирного процесса есть очень много противников. Они есть и на театре военных действий, и в Москве, и в Вашингтоне».

«Любое сотрудничество – это компромисс, взаимные уступки и взаимное уважение, а в условиях затяжного кризиса по другим вопросам, например, по Украине, очень многие в США и России выступают против таких компромиссов и уступок, они не верят в то, что другая сторона готова серьезно сотрудничать», – подчеркивает Алексей Арбатов.

По словам ученого, сирийский и ближневосточный кризис в принципе был бы сложен для разрешения даже в более благополучные для отношений Москвы и Вашингтона времена: «Это все трудно было бы разрешить даже в начале 2000-х – уж очень там все сложно, уж очень много там игроков, а уж сейчас, когда мы расколоты по важнейшим вопросам, связанным с европейской безопасностью, выбрать такой оазис сотрудничества и оградить его от всего остального очень трудно».

Алексей Арбатов считает, что трагедию с гуманитарным конвоем под Алеппо нужно тщательно расследовать, в то время как военные с обеих сторон очень неохотно делятся информацией друг с другом, и недоверие между ними сильно затруднит такое расследование.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG