Линки доступности

Сирия: бить или не бить?


Американские СМИ сообщили о том, что Пентагон уже выбрал цели для ударов в Сирии

Министр обороны США Джеймс Мэттис в четверг был вынужден успокоить законодателей в Конгрессе, пообещав, что они будут обязательно заранее предупреждены о любой военной акции против Сирии. При этом глава военного ведомства пояснил, что планирование подобной операции потребует координации всех возможных действий с союзниками, и тщательной оценки всех рисков для того, чтобы избежать полномасштабного конфликта между странами Запада, Ираном и Россией.

«Мы пытаемся остановить убийства невинных людей, – уточнил Джеймс Мэттис, выступая в комитете по делам вооруженных сил Конгресса США. – Но на стратегическом уровне вопрос заключается в том, как мы сможем избежать неконтролируемой эскалации конфликта».

Мэттис: США не стоит делать поспешных шагов в Сирии
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:47 0:00

Накануне президент Дональд Трамп заявил, что в четверг проведет совещание в Белом доме, обсудив с Джеймсом Мэттисом, главой Объединенного комитета начальников штабов генералом Джозефом Данфордом и советником по национальной безопасности Джоном Болтоном детали возможной операции в Сирии. По словам президента, окончательное решение о том, как именно ответят США на применение химического оружия Дамаском будет принято «достаточно скоро».

«Мы очень и очень серьезно, очень внимательно оцениваем ситуацию в целом и посмотрим, что произойдет дальше», – заметил Дональд Трамп в ответ на вопросы журналистов.

Как сообщила телекомпания CNBC, в Пентагоне уже выбрали восемь целей для возможных ударов в Сирии. В числе «мишеней» - два аэродрома, используемых правительственными войсками, исследовательский центр и предприятие по производству компонентов химического оружия. Источник телеканала также заявил, что, пытаясь избежать потерь, сирийские власти перебросили «значительную часть» боевых самолетов на аэродромы, занимаемые российскими ВКС.

В американском военном ведомстве эту информацию пока никак не прокомментировали. В ответ на запрос Русской службы «Голоса Америки» представитель пресс-службы министерства лишь сообщил, что Пентагон «никогда не предоставляет комментарии, касающиеся проведения потенциальных военных операций в будущем или конкретных военных сил и средств, которые могут быть использованы в этих операциях».

При этом источники Русской службы «Голоса Америки» в министерстве обороны США признали, что после недавних заявлений, сделанных в официальном «Твиттере» президента США, шансы избежать военной операции очень невелики.​

Напомним, утром в среду глава Белого дома впервые прямо пригрозил официальному Дамаску и Москве неизбежным ракетным ударом.
«Приготовься, Россия, потому, что они прилетят – новые, отличные и "умные"», – написал Дональд Трамп в своем «Твиттере».

Спустя всего лишь 40 минут президент США счел нужным отказаться от излишне воинственной риторики, предложив России предоставить «помощь в экономике», и дав понять, что он готов обсудить взаимный отказ от «гонки вооружений».

По мнению некоторых экспертов, опрошенных Русской службой «Голоса Америки», заявления президента нарушили официальные правила, принятые в сфере национальной безопасности США, и известные, как «Operations Security» (OPSEC). Инструкции военного ведомства, например, прямо запрещают распространять информацию о любых готовящихся или уже проводимых операциях «в социальных сетях, твитах, СМС-сообщениях, блогах, в видео, фото, картах GPS или информационных сообщениях».

По мнению сотрудника Бэлферовского центра Гарвардского университета, бригадного генерала в отставке Кевина Райана, подобные заявления также серьезно «осложняют работу» военных, участвующих в подготовке операции.

«Когда главнокомандующий публично заявляет о готовящейся военной операции, это создает проблемы и ограничивает число возможных вариантов, которые могут предложить ему его подчиненные», – говорит он.

«Мы сейчас видим опасный пример того, что политические аналитики называют “дешевыми заявлениями”, – сказал Русской службе «Голоса Америки» эксперт вашингтонского Центра имени Вудро Вилсона Ювал Вебер. – Когда президент Трамп говорит сначала одно, потом совершенно другое, сегодня США атакуют Сирию, завтра уже не атакуют – это уменьшает весомость заявлений, которые он делает. И это повышает шансы неправильного расчета действий для военных США, а также и российских военных, которые находятся в Сирии. В данный момент, они не понимают, насколько серьезно Трамп относится к решению атаковать Сирию. Связано ли это реально с Сирией или с ситуацией внутри Соединенных Штатов?».

Утром в четверг президент Трамп в новом «твите» действительно заявил о том, что «никогда не говорил» о сроках возможного удара по Сирии.
«Это может случиться очень скоро или совсем не скоро!», - написал глава Белого дома.

Тем временем власти Франции заявили, что располагают «всеми доказательствами», свидетельствующими о причастности официального Дамаска к применению химического оружия в Думе. В администрации США также сообщили, что располагают образцами крови и биоматериалов, собранными на месте атаки в минувшую субботу. Предварительное исследование этих образцов подтвердило, что в Восточной Гуте действительно использовалось химическое оружие, а во взятых пробах удалось найти следы хлорина и пока не названного нервно-паралитического вещества.

Именно эти новые свидетельства, по мнению экспертов, не оставляют США и их союзникам выбора.

«Всем уже ясно, что США, Великобритания и Франция осуществят военный удар – заявил Русской службе «Голоса Америки» сотрудник вашингтонского Атлантического совета Арон Стейн. – Пауза, возникшая после химической атаки в Сирии и ответным ударом, возможно, связана с внутренней бюрократией и координированием усилий и позиций трех стран. Я предположу, что атака случится в течение пары дней и продлится где-то в течение одной ночи. Если же говорить о твитах Трампа, то мы сейчас живем во то время, когда президент говорит все, что приходит ему в голову. Вполне возможно, что он убежден, что таким поведением он сбивает с толку Сирию и Россию в этом конфликте».

  • 16x9 Image

    Юлия Алиева

    Журналист “Голоса Америки” с 2017 года. Работала в ООН в Нью-Йорке, Center for Public Integrity в Вашингтоне, онлайн медиа Global Journalist. Выпускница магистратуры по журналистике Университета Миссури по программе Fulbright. 

  • 16x9 Image

    Кирилл Белянинов

    Журналист-международник. Работал в «горячих точках» в Карабахе, Таджикистане, Грузии, Боснии, Чечне. Занимался журналистскими расследованиями.

XS
SM
MD
LG