Линки доступности

США, Россия, ЕС, Сирия: конфликт интересов


Дмитрий Медведев и Башар Асад
Дмитрий Медведев и Башар Асад

Почему Вашингтон и Брюссель пытаются наращивать давление на Дамаск, а Россия против?

В марте 2011 года в Сирии, которой с 1970 года управляет семья Асадов, начались массовые народные волнения, которые власти подавляют силой оружия. По оценкам правозащитных организаций, за этой время погибли около тысячи сирийцев и около 7 тысяч были арестованы. За этим последовали протесты стран Запада, требующих от президента Башара Асада отказа от применения силы и проведения демократических реформ. Позиция России не столь однозначна.

США и Европа

Отношения США и Сирии остаются крайне сложными на протяжении десятилетий. Причин этому много. В частности, Сирия оказывает поддержку организациям (в том числе ХАМАСу и «Хезболле»), которые Вашингтон считает террористическими. Госдепартамент внес Сирию в перечень государств-спонсоров терроризма еще в 1979 году.

Впоследствии США обвиняли Сирию в том, что она позволяет боевикам, действующим в Ираке, переходить свою границу и находить убежище на своей территории. Сирийцев подозревают в организации политических убийств в соседнем Ливане. Есть также достаточно обоснованные подозрения (их разделяет и МАГАТЭ), что Сирия тайно пытается развивать военную ядерную программу. Вызывают много вопросов близкие отношения между Сирией и Ираном.

Соединенные Штаты неоднократно вводили санкции в отношении Дамаска. Их значение достаточно велико. В частности, Сирия пыталась закупить авиалайнеры Airbus для национальных авиалиний, однако из-за того, что примерно 40 процентов комплектующих в этих самолетах изготовлены на основе американских патентов, она была вынуждена отказаться от этой сделки. Стоит добавить, что за передачу Сирии военных технологий, в последние годы Соединенные Штаты ввели санкции и в отношении ряда российских компаний.

В начале мая президент Обама еще более расширил режим санкций, назвав Сирию «чрезвычайной угрозой безопасности США» (потому, что Дамаск поддерживает террористические организации, пытающиеся получить доступ к оружию массового поражения). В своей недавней программной речи о ситуации на Ближнем Востоке, президент Барак Обама заявил, что Асад должен начать реформы, которых требует народ Сирии, либо уйти из власти.

В свою очередь, Европейский Союз установил санкции в отношении Сирии, чтобы таким образом наказать режим Башара Асада за жестокое подавление протестов населения.

Джошуа Лэндис (Joshua Landis), директор Центра ближневосточных исследований в Университете Оклахомы (Center for Middle East Studies at the University of Oklahoma), говорит, что санкции ЕС и США не способны серьезно ослабить правящий режим.

«В последние десятилетия Сирия повернулась в сторону Востока. Если посмотреть на экономическую статистику, то раньше Европа была основным торговым партнером Дамаска, а сейчас на ее долю приходится менее 50 процентов оборота. Сирия налаживает связи с Китаем, Россией, Индией, Турцией. То есть, у Дамаска есть реальная альтернатива», – подчеркивает Лэндис.

В ответ на введение санкций ЕС МИД Сирии пообещал крепить сотрудничество с Россией, Китаем и государствами Латинской Америки.

Россия

Россия неоднократно выражала глубокую обеспокоенность продолжающейся конфронтацией в Сирии и призывала стороны воздерживаться от насилия (напомним, что официальный Дамаск декларирует, что волнения организовывают агенты Израиля и бандиты).

Однако когда на сессии Совета ООН по правам человека была поставлена на голосование резолюция по ситуации в Сирии, Россия выступила против ее принятия. Согласно заявлению российского МИДа, «многие государства, включая Россию, предостерегали от внешнего вмешательства в ситуацию в этой стране, которое может лишь спровоцировать новое насилие и привести к гражданской войне».

Чуть позже президент Дмитрий Медведев пообещал, что Россия не поддержит резолюцию Совбеза по Сирии, аналогичную принятой по Ливии.
Российские и американские эксперты сходятся во мнении, что причины этих действий Москвы легко объяснимы.

Георгий Мирский, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, поясняет: «Сирия всегда – еще с советских времен – была одной из наших опорных баз. Кроме Сирии у России не осталось опоры на Ближнем Востоке».

Николас Гвоздев (Nikolas Gvosdev), профессор Колледжа ВМФ США (US Naval War College), поясняет: «Сирия остается наиболее надежным партнером России на Ближнем Востоке. Асад был хорошим клиентом Москвы в сферах военно-технического сотрудничества. Если он падет, то новый сирийский режим может оказаться менее пророссийски настроенным. Кроме того, Москва не любит, когда правительства свергаются “снизу” – в результате “цветных революций”».

Стоит добавить, что Россия, наряду с Северной Кореей, является основным поставщиком вооружений для Сирии. Сирия закупает примерно 10 процентов вооружений, реализуемых Россией на международном рынке. Кроме того, с 1971 года в сирийском порту Тартус располагается единственная база ВМФ России в дальнем зарубежье: с учетом неясности долговременного будущего базы в Севастополе, значение Тартуса в перспективе может серьезно вырасти. Джошуа Лэндис считает, что «Тартус стал одним из краеугольных камней укрепления российско-сирийских отношений».

Напомним, что в 2005 году Башар Асад посетил Москву с визитом, в ходе которого было объявлено, что Россия списала 73 процента сирийского долга. В 2010 году Дмитрий Медведев стал первым советским и российским лидером, посетившим Сирию.

ООН

Разговоры о том, что Совет Безопасности ООН примет резолюцию по Сирии – наподобие той, какая была принята в отношении Ливии – ведутся долгое время. Однако эксперты считают, что даже если такой документ будет принят, он окажет незначительное воздействие на режим Башара Асада.

Николас Гвоздев поясняет: «Ливия – был особый случай по ряду причин: против Каддафи выступила Лига арабских государств, Каддафи к тому времени сжег мосты в отношениях с Москвой… Сирия не является угрозой миру и безопасности всего региона, что наблюдается в случае с Ливией».

«Россия не хочет де-факто признать, что правительство, которое подавило народные выступления силой оружия, теряет свою легитимность, – продолжает Гвоздев – Россия и, вероятно Китай будут намного менее заинтересованы в том, чтобы Совбез принял жесткую резолюцию по Сирии. Но они могут согласиться с неконкретной резолюцией, в тексте которой будет выражаться беспокойство сложившейся в Сирии ситуацией, но не будет каких-то более жестких формулировок».

Георгий Мирский сомневается в том, что резолюция по ливийскому образцу вообще возможна: «Резолюция по Ливии предусматривала установление бесполетной зоны, что было следствием того, что самолеты Каддафи уничтожали мирное население. В Сирии этого нет – там мирное население уничтожают, но не при помощи авиации. Поэтому разного рода санкции против Сирии вводятся и будут вводиться, но по многим причинам военных мер ими предусмотрено не будет».

Мирский напоминает, что Сирия считается «сердцем» арабского мира. Он убежден, что Лига арабских государств никогда не поддержит любого рода военную акцию в отношении Дамаска.

По его мнению, российское руководство будет защищать Сирию не только по внешнеполитическим, но и внутриполитическим причинам.

«После того, как Медведев, по его выражению «пропустил» резолюцию Совбеза в отношении Ливии, это вызвало очень большое недовольство в России. Ливийская история нанесла ущерб политической репутации Медведева в момент, когда еще не решено – будет ли он принимать участие в президентских выборах. Президент не может допустить, чтобы его обвинили в том, что он идет на поводу у Запада», – подчеркивает эксперт.

Сирия

Джошуа Лэндис считает маловероятным, чтобы результатом протестов в Сирии станет свержение режима Башара Асада, потому что военные и силы безопасности остаются ему верны.

«В долгосрочной перспективе очень многое зависит от состояния экономики Сирии, продолжает Лэндис – если Ассад не сможет платить зарплаты, это станет началом его конца», – подчеркивает Лэндис.

Примечательно, что каждый третий сириец живет ниже уровня бедности (то есть, зарабатывает менее двух долларов США в день). Более половины сирийцев тратят не менее половины своих доходов на покупку продуктов питания.

О происходящем на Ближнем Востоке читайте в спецрепортаже «Ближний Восток: стремление к демократии»

Читайте также

XS
SM
MD
LG