Линки доступности

Удар коалиции по ополченцам Асада и реакция Москвы


Эксперты – об инциденте в сирийской провинции Дейр-эз-Зор

МОСКВА – Проасадовские вооруженные формирования, попавшие в провинции Дейр-эз-Зор под удар международной коалиции во главе с США, не согласовали свою операцию с российскими военными, что и привело к инциденту, сообщают в четверг СМИ со ссылкой на заявление минобороны РФ.

По данным ведомства, в результате обстрела ранены 25 сирийских ополченцев, российских военнослужащих в зоне огня не было.

Как сообщила главный пресс-секретарь военного ведомства США Дэна Уайт, речь идет о формировании, по численности соответствующем батальону и поддержанным артиллерией, танками, ракетными установками и минометами.

«После того, как от 20 до 30 снарядов, выпущенных из артиллерийских орудий и танковых пушек, упали менее чем в 500 метрах от штаб-квартиры СДС, Сирийские демократические силы при поддержке коалиции ответили нападавшим ударами с воздуха и артиллерийским огнем», – сообщила Дэна Уайт.

Как ранее сообщил американский чиновник, пожелавший остаться неизвестным, в ходе упомянутого инцидента погибло более 100 лояльных президенту Башару Асаду бойцов. Таким образом, была предотвращена крупная и, очевидно, скоординированная атака на позиции союзников коалиции вечером в среду и в ночь на четверг.

«Речь идет о сирийских силах из числа сторонников режима, которые состояли из спешенного формирования численностью примерно 500 человек, которых поддерживали артиллерия, танки, системы залпового огня и гаубицы», – уточнил сотрудник федерального ведомства США.

возникает вопрос, насколько вообще подконтрольны проасадовские силы Москве и насколько управляем сам сирийский диктатор
Александр Гольц

По его словам, удары были нанесены в целях самообороны, после того как проправительственные силы открыли артиллерийский и танковый огонь по Сирийским демократическим силам (СДС), пользующимся поддержкой США. Никто из американских военнослужащих не пострадал, однако один член СДС получил ранение. Как заявила Дэна Уайт, штаб коалиции заранее уведомила Москву о намерении нанести удар в этом районе.

Кремль отказался комментировать ситуацию

О реакции России на происшедшее можно судить пока по пресс-брифингу в МИД в четверг, на котором представитель этого ведомства Мария Захарова заявила, что информация о происшедшем в провинции Дейр-эз-Зор продолжает изучаться, подчеркнув при этом, что у России есть ряд вопросов по поводу изложенной американцами версии событий.

Независимый военный аналитик Александр Гольц в интервью Русской службе «Голоса Америки» напомнил, что еще совсем недавно, «в период побед», из Москвы рапортовали, что именно российские военные советники осуществляют на практике планирование и координацию всех военных действий в Сирии.

«В таком случае остается два варианта: или после вывода большей части (российской) группировки Асад избавился или отказался от услуг наших военных советников, или просто (минобороны) надо переложить на кого-то ответственность за операцию, которая завершилась провалом, – рассуждает он. – Отсюда возникает вопрос, насколько вообще подконтрольны проасадовские силы Москве и насколько управляем сам сирийский диктатор».

Это иллюзия, что можно полностью контролировать того, кому вы даете оружие и войска, убежден эксперт: «С этим сталкивались все, кто вел колониальные и неоколониальные войны в 20 веке. Конечно, полностью держать в узде «своих сукиных детей» никому не удается. В этом убеждались и советские, и американские генералы в Афганистане и Вьетнаме. Понятно, что лояльность и благодарность Асада России заканчивается ровно в тот момент, когда появляются реальные угрозы его интересам».

Похоже, войска Асада и впрямь пытаются на свой страх и риск нанести удары по тем, кого они считают своими противниками
Александр Шумилин

Как сообщило в четверг сирийское правительственное агентство SANA, Дамаск считает “открытой агрессией” удары авиации возглавляемой США международной коалиции по отрядам народного ополчения в Сирии.

На взгляд Александра Гольца, то, что на этом фоне минобороны России по не обвинило в агрессии США, а Кремль «скромно промолчал», и есть самое интересное.

«Если вспомнить хвастливые заявления российского военного ведомства, оно утверждало, что наши системы ПВО гарантируют бесполетную зону над всей территорией Сирии. Это оказалось очередным блефом. Однако, почему реакция России на сей раз была столь мягкой – определенно сказать трудно. Или от бессилия, или мы наблюдаем первые трещины во взаимоотношениях Москвы и Дамаска», – резюмировал он.

В свою очередь, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов, сотрудник Института США и Канады Александр Шумилин полагает, что нужно дождаться информации из разных источников о жертвах инцидента, чтобы понять, каково же их число на самом деле. Но, в целом, по его мнению, российское минобороны на этот раз дало достаточно правдоподобную трактовку событий.

«Похоже, войска Асада и впрямь пытаются на свой страх и риск нанести удары по тем, кого они считают своими противниками, – добавил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Но в данном случае под угрозой оказались и жизни американских военнослужащих, что вынудило коалицию нанести ответный удар. Ситуация обычная, однако она происходит в условиях нарастания напряжения на линии соприкосновения вдоль реки Евфрат. Так что, можно ожидать новых инцидентов подобного рода».

Как предполагает политолог, международная коалиция и впредь будет отвечать жестко.

«Ясно одно: определенные расхождения между Москвой и Дамаском есть, но их стараются скрывать. А в таких экстремальных ситуациях они проявляются, поскольку российская сторона старается не ввязываться в противостояния, в которых задействованы силы коалиции. Главная задача российских военных – уходить от столкновения с американцами, чтобы не разжигать пожар еще больше», – заключил Александр Шумилин.

XS
SM
MD
LG