Линки доступности

Мирные переговоры по Сирии «зависли»


Лахдар Брахими
Лахдар Брахими

Лахдар Брахими принес извинения сирийскому народу за то, что надежды не оправдались

ЖЕНЕВА — Отказ сирийского правительства принять компромиссное предложение спецпосланника ООН Лахдара Брахими поставил под вопрос зашедшие в тупик мирные переговоры по Сирии. Как сообщил Брахими, в субботу стороны завершили второй раунд переговоров, даже не договорившись о дате их возобновления.

Пока еще слишком рано говорить о том, что переговоры завершились неудачей, однако выглядит все не очень хорошо. Окончательная встреча Брахими с представителями воюющих сторон продолжалась всего лишь 27 минут.

Встреча оказалась неудачной. Как сообщил Брахими, делегации согласовали повестку дня следующего раунда, но не договорились о том, как они будут решать сложные вопросы. Он сказал, что эта повестка дня включает вопросы, которые каждая из сторон считает наиболее важными.

По словам Брахими, для сирийского правительства главной задачей является борьба с терроризмом. Поддерживаемая Западом оппозиция заявляет, что для прекращения гражданской войны должно быть сформировано переходное правительство.

Оппозиция считает, что президент Башар Асад не может входить в состав любого переходного правительства, и что он полностью потерял легитимность в качестве лидера страны. С такой точкой зрения не согласны участвующие в переговорах представители сирийского правительства.

Спецпосланник ООН сообщил репортерам, что, пытаясь сдвинуть переговоры с мертвой точки, он предложил, чтобы следующий раунд начался с обсуждения того, как будет вестись борьба с терроризмом, а затем в течение целого дня обсудить вопросы, связанные с созданием переходного правительства:

«К сожалению, правительство отказалось, так что у оппозиции есть подозрения, что правительство вообще не хочет обсуждать вопрос о создании переходного управляющего органа. В этом случае, как я отметил, это не способствует переговорному процессу, и еще один раунд не принесет Сирии никакой пользы».

По словам Брахими, сторонам нет смысла возвращаться за стол переговоров только для того, чтобы продолжать обсуждение, которое ни к чему не ведет. Он сказал, что посоветовал делегациям вернуться домой, хорошенько подумать о том, что стоит на кону, и посоветоваться со своими лидерами относительно дальнейших действий: «Мне очень, очень жаль, и я приношу извинения сирийскому народу за то, что его надежды на то, что здесь что-то произойдет, не оправдались, а надеяться можно было на многое… Я думаю, то немногое, чего удалось достичь… Хомс вселил в них еще большую надежду на то, что это могло быть началом преодоления этого ужасного кризиса, в котором они оказались. Я приношу сирийцам свои извинения за то, что эти два раунда не принесли им особого облегчения».

Во время этого второго раунда переговоров ООН удалось убедить сирийский режим и боевиков в заключении перемирия, позволившего доставить продовольствие и медикаменты жителям осажденного города Хомс.

Брахими выразил надежду на то, что стороны последуют его совету, тщательно все продумают и вернутся в Женеву готовыми всерьез обсудить то, как положить конец этой войне, унесшей жизни 130 тысяч сирийцев и сделавшей беженцами 9,5 миллиона человек.

Тем временем, спецпосланник ООН обсудит дальнейшие шаги с целым рядом влиятельных лиц, в том числе с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Брахими сказал, что постарается также организовать встречу между госсекретарем ООН Джоном Керри и его российским коллегой Сергеем Лавровым. Он сказал, что в какой-то момент он обсудит кризис с членами Совета Безопасности ООН и пятью ядерными державами.

Представитель американской администрации: сохранение статус-кво в Сирии — не в интересах России

В пятницу ночью, после встречи президента Барака Обамы с иорданским королем Абдаллой в Калифорнии, представитель американской администрации, пожелавший сохранить анонимность, заметил в беседе с журналистами, что Россия может сыграть критическую роль в разрешении сирийского конфликта. «Но пока они остаются приверженными существующему статус-кво, эту проблему будет очень тяжело разрешить».

«Во многом, это то, что мы пытаемся делать на протяжении последних недель и уже многих месяцев — работать с русскими и попытаться дать им понять, что статус-кво не служит их интересам, — продолжил представитель администрации. — Они гораздо ближе, чем мы, к тем частям Сирии, которые становятся все менее контролируемыми и более опасными. И сохранение Асада (у власти), по нашим оценкам, — фактор, который только усугубляет ситуацию. Они (россияне) необязательно разделяют нашу позицию.

И это остается центральной частью наших усилий — попытаться сдвинуть русских (с их позиции). Что касается Совета безопасности ООН, после того, как Россия трижды заблокировала с Китаем достаточно мягкие резолюции, не думаю, что кто-либо из нас ожидает, что они сделают резкий поворот — резолюция по поводу химического оружия по понятным причинам была исключением.

Разумеется, с точки зрения США и большинства членов Совета безопасности ООН, чтобы эта резолюция была значимой, она должна быть сильной. Это необязательно означает, что она должна содержать угрозу применения силы, но быть сильной в плане обязательств, наложенных на (сирийский) режим... Готовы ли россияне хотя бы обдумать это? Этот вопрос остается открытым. Но они не могут говорить, что они поддерживают переговоры в Женеве и создание переходного правительства со всеми полномочиями, счастливо проводить Олимпиаду и при этом поддерживать режим, который жестоко убивает людей».
XS
SM
MD
LG