Линки доступности

«Женский вопрос» на саммите предпринимателей в Вашингтоне


Госсекретарь США Хилари Клинтон считает, что если предоставлять женщинам больше возможностей – в мире будет меньше нищеты и войн.

Об этом ведущий дипломат США заявила в Вашингтоне на завтраке с деловыми женщинами-мусульманками из разных стран мира. Встреча проходила в рамках президентского саммита предпринимателей-мусульман, организованного по инициативе Барака Обамы. У каждой женщины-делегата – а приехали они в столицу США из 50 стран мира – своя история удач и поражений, уникальный опыт и свои надежды на будущее.

Корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с несколькими женщинами с разных континентов и попыталась выяснить: какие преграды для роста и развития их бизнеса существуют в обществе, в котором они живут? Как они преодолевают трудности? И актуально ли сегодня, в 21 веке, продолжать говорить о неравенстве между мужчинами и женщинами?

Зульфия Кадеева считает, что гендерные различия в обществе по-прежнему существуют. В Казани она является владелицей аудит-консалтингового бизнеса, который существует два года. Кадеева убеждена, что женщине приходится все делать намного лучше, чем мужчине – чтобы ей поверили.

«У женщины намного меньше права на ошибку, – говорит Кадеева. – Но с другой стороны, она может использовать свой имидж «слабого пола», сыграть на этом. За внешним имиджем слабости скрыть свою целеустремленность и благодаря этому многого добиться».

По словам Зульфии Кадеевой, с годами ей стало легче работать: «Десять лет назад было сложнее – приходилось все время все всем доказывать. Ко мне в бизнес приходили люди и спрашивали: «Девушка, а где ваш руководитель?» Сейчас таких моментов уже не возникает, люди поняли, что я что-то из себя представляю».

Так как на президентский саммит в Вашингтон были приглашены в основном предприниматели-мусульмане, Кадеева коснулась вопроса религии. «Никаких ограничений в мусульманской религии для женщин не существует, – сказала она. – Ограничения могут быть в семье: мужу может не нравиться, что жена работает, что у нее свой бизнес. Но ведь такое может быть и в христианской семье. Нужно выдерживать паритет, не забывать о семье, но продолжать развивать свой бизнес».

А вот Рехма Касуле из Уганды, владелица маркетинговой компании, не считает, что женщине нужно притворяться слабой и беззащитной. Наоборот – по ее мнению, женщина должна изнутри ощутить свою силу и затем проецировать ее на других.

«Я себя убедила, что я красивая, сильная, умная, что я уверена в себе. Что со мной надо считаться, – рассказала она. – И после этого я стала набирать как можно больше профессиональной информации. Я очень много читаю. У мужчин просто не остается выбора, им приходится со мной работать, потому что я много знаю и много умею. Женщинам необходимо иметь профессиональные навыки, которые сделают их более значимыми в обществе».

По словам Рехмы, в Уганде женщины считаются гражданами второго сорта, многие женщины не получают возможности владеть собственностью и не могут рассчитывать на финансовый заем в банке, чтобы открыть свой бизнес. «Когда ты приходишь в банк, тебя спрашивают: «А где ваш муж?» И без мужа даже со своего счета не можешь снять деньги, – рассказала она. – Конечно, я часто сталкиваюсь с дискриминацией. Многие не представляют себе, что женщина может быть не менее успешной, чем мужчина».

Ханна Азахир из Саудовской Аравии считает, что главные барьеры, которые должна преодолевать женщина – в ней самой. Азахир является членом внешнеторговой палаты страны и директором Фонда принца Султана бин Абдул Азиза Аль Сауда. Фонд помогает женщинам-предпринимателям получить профессиональную подготовку и предоставляет финансирование на начальной стадии работы бизнеса.

«Очень часто женщина хочет оставаться как она есть, не хочет развиваться, она не знает своих прав и обязанностей, – сказала Ханна Азахир в интервью «Голосу Америки». – Мы с рождения привыкли плакать на плече другого: «О, мне правительство не помогает, никто меня не финансирует, никто не дает мне образования...» А ты не вини других в том, что сама не можешь сделать».
«Конечно, Саудовская Аравия – непростое общество в смысле прав женщин, – соглашается Ханна Азахир. – У нас много трудностей. Но я, например, многого добилась. Иногда приходишь в государственную организацию за лицензией, и там говорят, что ты не можешь ее получить. Но нужно настаивать, и тогда получишь то, что тебе нужно».

Для палестинки Насим Шахин главное препятствие для развития ее бизнеса – это политическая ситуация в Палестинской автономии и в Израиле. Она живет в Восточном Иерусалиме и занимается продажей предметов народного творчества. Насим Шахин считает, что американское правительство должно уделять больше внимания созданию палестинского государства.

«Моя главная проблема в бизнесе – это израильская оккупация, – сказала она корреспонденту «Голоса Америки». – Потому что я не могу свободно передвигаться из города в город, везде блок-посты, въезд и выезд с территорий все время закрывают. Я не могу заниматься маркетингом, не могу импортировать и экспортировать свои товары».

Она считает, что в палестинском обществе между мужчинами и женщинами больше равноправия, чем во многих мусульманских странах. «Правительство президента Махмуда Аббаса поддерживает женщин, – сказала она. – У нас женщины получают образование, работают в правительстве, в законодательных органах. Но многое еще зависит и от семьи. Во многих семьях женам и дочерям дают возможность учиться, работать, развиваться, в других ситуация сложнее».

  • 16x9 Image

    Виктория Купчинецкая

    Телевизионный журналист, штатный корреспондент «Голоса Америки» с 2009 года. Работала в Вашингтоне, освещала президентские выборы, законодательный процесс и общественно-политические движения в США. Переехав в Нью-Йорк, освещала работу ООН и городских институтов власти. Виктория работает над специальными телепроектами, которые отражают жизнь необычных американских общин

XS
SM
MD
LG