Линки доступности

«Боснийский сценарий мог вылиться в Майдан»


Выступает Ванесса Редгрейв
Выступает Ванесса Редгрейв

Ванесса Редгрейв представила документальный фильм своего сына в Нью-Йорке

Фабрика «Дита» расположена в Боснии – в промышленном городе Тузла. До гражданской войны 1992-95 годов на фабрике производились стиральные порошки и другие изделия бытовой химии.

Сегодня здесь стоит тревожная тишина. Производство полностью остановлено. В цехах круглосуточно дежурят профсоюзные активисты. Рабочие опасаются, что нынешние хозяева, которых они подозревают в коррупции, могут в любой момент попытаться вывезти с территории фабрики дорогостоящее оборудование. Именно здесь в феврале прошлого года вспыхнули массовые акции протеста, распространившиеся по всей Боснии. Уличные волнения поспешили окрестить «боснийской весной».

Об этих драматических событиях, о глубоком политическом и экономическом кризисе, поразившем нынешнюю Боснию, рассказывает новый документальный фильм «Босния поднимается» (Bosnia Rising). Он был показан в одном из учебных залов Института Харримана Колумбийского университета в Нью-Йорке как «затравка» для дискуссии. Участие в этой дискуссии приняли создатели фильма и ученые, изучающие положение дел в балканских странах.

Как рассказал режиссер ленты Карло Неро, ее премьера прошла в октябре прошлого года в Сараево, а в США показывается впервые. Неро 45 лет, он драматург, режиссер и продюсер. Его родители – итальянский актер Франко Неро и британская актриса Ванессы Редгрейв, вдохновившая сына на создание фильма и присутствовавшая на нынешней презентации.

По словам Неро, именно с протеста на фабрике «Дита» началась самая заметная акция гражданского неповиновения со времени окончания гражданской войны 1995 года. Демонстранты прошли колоннами по улицам крупных городов Боснии. В ходе волнений имели место поджоги государственных зданий.

«Мы хотим, чтобы о боли и бедах боснийцев услышали везде, в Европе и Америке, чтобы начался процесс осмысления теперешнего тупика и были предприняты какие-либо конструктивные действия,– сказал Карло Неро в интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – Просмотр фильма – да, это важно – как отправная точка. Нужен реальный диалог, максимально широкий, чтобы понять, что происходит в этом регионе».

78-летняя Ванесса Редгрейв, обращаясь к собравшимся, подчеркнула важность образовательных обменов западных университетов с боснийскими вузами.

«Мы договорились с университетами Сараева и Тузлы, что пригласим их преподавателей и студентов в Лондон,– сказала Редгрейв. – Необходимо, чтобы и в Америке больше знали о происходящем в бывшей Югославии. А то я сказала своей калифорнийской подруге, что еду в Сараево, и она мне пожелала счастливого пути, признавшись, что не знает где это. Горечь боснийской ситуации– в том, что больше всего страданий выпадает на долю тех, кто воевал в братоубийственной войне, кто потерял своих близких и друзей. Сейчас идет другая война – экономическая. Под видом приватизации циничные олигархи присваивают то, что должно принадлежать народу».

Эту мысль развил британский экономист Фред Харрисон, автор книги «Травмированное общество» (The Traumatized Society, 2012) и сторонник джорджизма – теории опоры на земельную ренту как на основу экономических отношений между личностью и обществом. Теория получила название по имени Генри Джорджа – американского экономиста 19-го века.

Харрисон рассказал, что в течение десяти лет работал в постсоветской России приглашенным консультантом и пытался убедить представителей ельцинской верхушки в необходимости внедрения сугубо демократической модели перехода к рыночной экономике. Но была выбрана другая– олигархическая – схема, которая, по мнению Харрисона, и привела Россию к нынешнему кризису.

«Сегодня травматизирована не только Босния,– подчеркнул в своем выступлении Харрисон. – Посмотрите, что творится в Ирландии, Шотландии, Греции и Испании. Нужно разрабатывать альтернативы сугубо капиталистическим моделям, которые завели Европу в тупик. В Боснии и Герцеговине официальный уровень безработицы – 27,5 проц. Но когда я приехал в Тузлу и стал разговаривать с людьми, открылось, что фактически безработные составляют больше половины жителей».

«Активисты, с которыми мы общались в Тузле,– продолжал Харрисон,– рассказали нам, как в ходе прошлогодних волнений создавались и крепли «пленумы», органы самоуправления протестующих рабочих. Люди разочарованы действующей властью, которые они обвиняют в коррупции и равнодушии».

Выступившийв качестве модератора дискуссии политолог-балканист Ясмин Муянович – приглашенный преподаватель Института Харримана. Докторскую диссертацию он защитил в Йоркском университете в Торонто.

«Причины протестов в Тузле и других городах Боснии очень убедительно показаны в фильме,– сказал Ясмин Муянович. – Вот к чему приводит авторитаризм. Об этом говорит и опыт Украины. На кого надеяться людям в этих странах? На помощь Запада? Люди понимают все отчетливей – надеяться следует только на самих себя. Ведь истеблишмент Боснии не предложил в ходе волнений прошлого года никаких конструктивных решений».

Еще один участник дискуссии– босниец Дамир Арсениевич – работает в Университете Де Монфор в британском городе Лестере. Он также преподает в Университете Тузлы и ведет практику как психоаналитик.

«Многие в Боснии испытывают трудности на самом элементарном уровне,– сказал Дамир Арсениевич. – Людям просто нечего есть, они роются в мусорниках. Молодежь сплошь мечтает уехать в другие страны. Некоторые, чтобы выжить, нанимаются уборщиками на американские военные базы в Афганистане. Масштабы социальной катастрофы огромны. Акции протеста показали это со всей наглядностью».

В короткой беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Арсениевич провел параллель между боснийскими событиями прошлого годаи украинским Майданом.

«Все могло вылиться в наш вариант Майдана, но, к счастью, удалось избежать жертв, поэтому все пошло по другому сценарию»,– отметил политолог.

Ванесса Редгрейв впервые приехала в Боснию вместе с американским актером Харви Кайтелом по линии ЮНИСЕФ в 1993 году. Она приезжала туда много раз во время войны, в частности, во время осады Сараево и после заключения Дейтонского соглашения, посещала неоднократно лагеря беженцев в Словении, Хорватии, Македонии и Косово.

«Плачевная ситуация сложилась не только в Боснии,– заметила Редгрейв. – То, что называют приватизацией, фактически превращается в разрушение экономики. Женщины, старики, дети страдают больше других, они нуждаются в экстренной помощи. Давайте все вместе поможем этим людям жить по-человечески».

Ванесса Редгрейв, сыгравшая более чем в 80 фильмах и в десятках театральных постановок, шесть раз номинировалась на премию «Оскар» и получила эту награду за роль в фильме «Джулия» (1977). Начиная с 60-х годов, актриса активно участвует в политике; она известна своими леворадикальными взглядами и поддержкой палестинцев. В 70-е годы Редгрейв баллотировалась в британский парламент в качестве кандидата от троцкистской Рабочей революционной партии. В 2004 году она организовала Партию мира и прогресса для отстаивания прав человека, но через год покинула ее ряды.

В ответ на просьбу корреспондента Русской службы «Голоса Америки» прокомментировать фильм и ответить на ряд вопросов, Ванесса Редгрейв сказала: «Вы же журналист, да? Я не общаюсь с журналистами, и отвечать на ваши вопросы не буду. Скажу только, что все проблемы в мире должны решаться на человеческом уровне».

XS
SM
MD
LG