Линки доступности

Акции в поддержку «Стратегии-31» в Нью-Йорке и в Лондоне


Борис Кузнецов
Борис Кузнецов

Во вторник вечером сторонники российского движения «Стратегия-31» в Нью-Йорке и в Лондоне провели акции солидарности с оппозиционерами. В Нью-Йорке 15 человек в белых майках с цифрой «31» в черном круге устроили пикет напротив здания Постоянного представительства России при ООН.

Наиболее колоритной и известной фигурой среди демонстрантов был адвокат Борис Кузнецов, получивший политическое убежище в США в 2008 году. Он пришел на акцию с похоронным венком, перевитом черной лентой. На ней золотыми буквами было написано «Конституции РФ от Бориса Кузнецова».

«Я пришел сюда выразить солидарность с ребятами, которые сегодня были на Триумфальной площади, – объяснил Кузнецов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – Конституция сегодня властями России используется в качестве рулона туалетной бумаги. Практически она не действует по всем направлениям – будь то правоохранительная система, будь то правосудие или права человека».

«У нас конституция прямого действия, – продолжил адвокат. – Статья 31 прямо предусматривает возможность участия граждан в митингах и демонстрациях. При этом никто не проводит акции на здании мавзолея, на Кремлевской стене или проезжей части центральных улиц. Речь идет о Триумфальной площади, где и в 1991 году собирались люди. Тогда это никому не мешало. Сейчас это мешает московским властям и Кремлю. Уперлись в эту Триумфальную площадь. Я считаю, что те ребята, которые настаивают на проведении митингов и демонстраций именно там, поступают верно».

Во вторник очередные митинги прошли во многих городах России, включая Москву и Санкт-Петербург. В столице, где организаторам еще ни разу не удавалось согласовать проведение акции с властями, задержаны около 70 человек, включая главу исполкома «Другой России» Эдуарда Лимонова, сопредседателя движения «Солидарность» Бориса Немцова и активиста движения Илью Яшина, лидеров движения «Левый фронт» Сергея Удальцова и Константина Косякина. Как сообщают российские СМИ, всех их отпустили после составления протоколов об административных правонарушениях.

В этот вторник демонстрации солидарности с российскими оппозиционерами впервые состоялись и за рубежом. В пикете у посольства России в Лондоне участвовали, по разным оценкам СМИ, от пятидесяти до ста человек. Многие держали плакаты с надписями «Свободу собраний в России!» и «Здесь нам можно, а там – запрещено». Среди демонстрантов были опальные бизнесмены Евгений Чичваркин и Борис Березовский. Последний держал в руках плакат с обращенными Владимиру Путину словами «Я тебя породил, я тебя и уйму!». Среди пикетчиков в Лондоне были сторонники Березовского Александр Гольдфарб, вдова Александра Литвиненко Марина, писатель Юлий Дубов, а также правозащитник Владимир Буковский и другие представители русскоязычной общины Лондона.

«Мы, русские, живущие за границей, не можем спокойно и безучастно смотреть, как Россия постепенно превращается в полицейское государство. Мы собираемся в Лондоне, потому что нам запрещают собираться в Москве», – говорится в заявлении организаторов акции, которое цитирует портал «Грани.ру».

С призывом организовать пикетирование российских посольств в разных странах мира 31 августа и впредь в знак солидарности с участниками акций в рамках «Стратегии-31» выступил несколько недель назад глава основанного Березовским Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб. Назвав «Стратегию-31» «блестящей инициативой», Гольдфарб напомнил, что аналогичные акции проходили во времена Советского Союза, когда люди собирались у российских посольств в поддержку диссидентов и политических заключенных.

Павел Ходорковский
Павел Ходорковский

В Нью-Йорке в демонстрации приняли участие сын Михаила Ходорковского Павел и бывший юрист ЮКОСа Павел Ивлев, в 2005 году бежавший в США. Корреспондент «Голоса Америки» спросил у Ивлева, что объединяет его с такими организаторами акций «Стратегия-31» в Москве, как Лимонов и Удальцов. «Ничего, за исключением того, что все мы хотели бы, чтобы Конституция РФ и, в частности, 31-я ее статья, исполнялась бы властями в России, – ответил он. – Мы протестуем против того, что у людей отобрали одну из основных их свобод. Я, конечно, лично не знаком ни с Лимоновым, ни с другими организаторами в Москве. Будучи адвокатом, я не поддерживаю их экстремистские действия, когда они в это выливаются. В данном случае мы просто выражаем единый протест. Здесь очень разные люди».

Еще одна участница пикета, сотрудница одного из нью-йоркских музеев Дина Сорокина сказала корреспонденту «Голоса Америки», что она впервые в жизни присоединилась к акции политического протеста. «Я живу в США 6 лет и лишь недавно стала американской гражданкой, – рассказала она. – То, что сейчас происходит в России, вызывает большой резонанс здесь. Я была просто шокирована тем, что сегодня произошло в Москве, реакцией правительства и самих россиян. Мне кажется, не все уделяют этому должное внимание – не все читают, не все пытаются понять, как на самом деле обстоят дела. Я пришла сюда поддержать людей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Я также хочу показать, что нас это тоже волнует, что живя здесь, в Америке, мы не отделились от России ни в коем случае».

Передавать какие-либо петиции в постпредство пикетчики не планировали и не пытались. По словам Бориса Кузнецова, никакой реакции со стороны российских дипломатов они тоже не ждали. «Миссия – это одно из структурных подразделений Министерства иностранных дел, – пояснил адвокат. – К ним претензии как к представителям Российской Федерации, которые находятся в Нью-Йорке, и не более того».

Нью-йоркская полиция пикетчикам не мешала и вообще никак не обнаружила своего присутствия, за исключением тучного патрульного, подошедшего к Наталье Пелевиной, которая заранее оповестила полицию о планируемой акции. Полицейский интересовался, против чего протестуют граждане. Пелевина рассказала американскому полицейскому о действиях его российских коллег. Патрульный встревожился, сказал, что сам собирается съездить в Россию и спросил, не опасно ли это. Пелевина заверила, что ему там ничего не грозит, и страж порядка ушел. Правда, недалеко – поблизости от российской миссии находится полицейский участок.

XS
SM
MD
LG