Линки доступности

Возможны ли новые переговоры США и России о сокращении вооружений?


Новый договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-3), недавно подписанный США и Россией, касается только ядерных боеголовок дальнего радиуса действия. Продолжение переговоров о ракетах ближнего радиуса остается под вопросом.

Новый договор СНВ устанавливает ограничение в 1550 стратегических – дальнего радиуса действия – ядерных боеголовок. Такие боеголовки устанавливаются на межконтинентальных баллистических ракетах, запускаемых из подземных шахт. Они также могут доставляться тяжелыми бомбардировщиками и подводными лодками.

Однако новый договор ничего не говорит о тактических – ближнего радиуса действия – ядерных боеголовках. Они включают наземные и установленные на самолетах ракеты радиуса действия до 500 км – так называемое «полевое оружие», которое используется наряду с обычными силами.

Дэрил Кимбал, исполнительный директор Ассоциации по контролю за вооружениями - частной исследовательской фирмы, говорит, что Москва обладает гораздо большим количеством таких боеголовок, чем Вашингтон.

«У Соединенных Штатов есть несколько сотен гравитационных бомб – тех, которые сбрасываются с воздуха, – говорит Кимбал. – Полагают, что около 200 из них находятся в Европе, на пяти базах НАТО. А у России, по разным оценкам, таких тактических ядерных бомб – от двух до четырех тысяч, но не все они готовы к использованию. Некоторые ожидают демонтажа, некоторые хранятся в глубоких бункерах. Так что не ясно, сколько же их всего».

По мнению экспертов, тактическое оружие НАТО находится в Бельгии, Голландии, Германии, Италии и Турции. Значительная часть российских ракет размещена в западной части страны.

Дэвид Холловэй, эксперт по контролю за вооружениями в Стэнфордском университете, объясняет, почему у России такое превосходство.

«Высказывается мнение, что обычное вооружение России очень слабое, – говорит Холловэй, – поэтому ей нужно тактическое ядерное оружие, чтобы компенсировать слабость армии по сравнению с армией НАТО или другого потенциального противника, особенно Китая, хотя это и не особенно признается публично».

Однако Франк Миллер, бывший высокопоставленный сотрудник Совета по национальной безопасности (при президенте Джордже Буше младшем), не готов согласиться с этим аргументом России.

«Как российское правительство может оправдать наличие огромного числа тактических боеголовок – три, четыре, пять тысяч – это просто представить нельзя, – говорит Миллер. – И этот факт нужно объяснить мировому сообществу. И нельзя ссылаться на то, что НАТО угрожает России обычной армией. Если вы посмотрите на вооруженные силы НАТО, то они очень скромные в Европе. А думать, что 28 стран НАТО решат объединиться и напасть на Россию – это просто абсурд!»

Многие эксперты полагают, что тактические ядерные вооружения с обеих сторон – это реликты «холодной» войны, у которых нет особой военной ценности.

Однако Франк Миллер считает, что такие вооружения играют важную роль:

«У них есть очень важная политическая роль не только в предотвращении войны, но и в том, что их наличие в течение нескольких десятилетий вселяет уверенность в наших союзников по НАТО, что США привержены защите нашего альянса и территориальной целостности стран альянса. И этой цели они продолжают служить».

Такие эксперты, как Дэвид Холловэй из Стэнфордского университета, говорят, что внутри НАТО идут дискуссии о том, что делать с этими вооружениями ближнего радиуса действия.

«Некоторые страны НАТО хотели бы убрать тактическое ядерное оружие из Европы, – говорит Хололвэй. – Но другие члены альянса выступают за то, чтобы оно осталось. Соединенные Штаты готовы убрать эти вооружения из Европы, но только если этого захотят союзники по НАТО. А консенсуса в НАТО по этому вопросу нет».

Многие эксперты говорят, что в ходе следующего раунда переговоров по контролю за вооружениями между Вашингтоном и Москвой вопрос о тактическом ядерном оружии в Европе может стать на повестке дня. Раньше Россия отказывалась от переговоров по этому вопросу.

Бывший посол США в ООН и эксперт по контролю за вооружениями Джон Болтон не думает, что в ближайшее время русские поменяют свою позицию.

«Почему они должны соглашаться с чем-то, что приведет их к тому очень небольшому количеству тактических боеголовок, которое есть в Европе?» - спрашивает он.

Аналитики считают, что до начала новых переговоров по контролю за вооружениями между Вашингтоном и Москвой американский Сенат и российская Дума должны сначала ратифицировать новый договор СНВ о сокращении стратегических вооружений. Эксперты полагают, что ратификация этого документа может послужить толчком к дальнейшим переговорам о сокращении ядерного оружия.

XS
SM
MD
LG