Линки доступности

СНВ-3: проигравших нет


Сергей Лавров и Хиллари Клинтон
Сергей Лавров и Хиллари Клинтон

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков считает, что СНВ-3 является беспрецедентным по своей идеологии и философии. «Этот документ выстроен строго и безусловно на паритетной основе. В нем воплощена идея неделимости безопасности в том виде, в каком мы, РФ, отстаиваем эту идею в отношениях с США и со всеми нашими партнерами за рубежом», – заявил дипломат 7 февраля в ходе пресс-конференции в «Интерфаксе».

Напомним, что 5 февраля в Мюнхене «на полях» Конференции по вопросам политики безопасности госсекретарь США Хиллари Клинтон и министр иностранных дел России Сергей Лаврова обменялись грамотами о ратификации американо-российского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

С этого момента Договор считается официально вступившим в силу. Он был подписан в Праге 8 апреля 2010 года президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым. Сенат США ратифицировал СНВ-3 в декабре прошлого года, Государственная Дума России – в январе 2011-го.

СНВ-3 предусматривает значительное сокращение ядерных арсеналов США и России, а также меры верификации. По сути, это событие глобального масштаба: договор будет определять параметры сокращения стратегических ядерных вооружений на ближайшие 10 лет и обязывает стороны сократить суммарное количество боезарядов примерно на треть.

По оценке заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова, документ представляет собой точно и тонко выверенный баланс интересов, взаимных компромиссов. «Ни одно из положений документа не может быть вырвано из контекста и не может трактоваться как наносящее ущерб безопасности какой-либо из сторон. Подписав договор, Российская Федерация и Соединенные Штаты сделали важный шаг в укреплении международного режима нераспространения ядерного оружия. Таким образом, документ идет на пользу укрепления глобальной безопасности», – отметил Сергей Рябков.

Представитель МИД России заострил внимание на интенсивности усилий по согласованию ключевых элементов договора, которые предпринимались руководителями России и США, «многократно обращавшимися практически ко всем положениям документа». Замминистра иностранных дел РФ выразил удовлетворение тем, что 2011-й год в отношениях с США начался со столь значимого события.

«Взят хороший старт. Сейчас нам важно не терять темпа и двигаться дальше по этой позитивной повестке дня», – считает Сергей Рябков.

«Изумительно интересная работа» и «золотой стандарт»

Анатолий Антонов, возглавлявший на переговорах по СНВ-3 российскую делегацию и недавно назначенный заместителем министра обороны РФ, признался, что испытывает к документу определенное личное эмоциональное отношение. «Переговоры шли настолько интенсивно, что иногда в сутки приходилось спать по три-четыре часа. Но это была изумительно интересная работа», – сказал он.

Анатолий Антонов назвал договор по СНВ-3 «золотым стандартом», который Россия теперь будет использовать при разработке любых других проектов, как с США, так и с другими государствами. Он привел слова президента России Дмитрия Медведева, сказавшего во время подписания договора: «Здесь нет проигравших, в этом процессе есть только выигравшие».

Говоря о значении договора, замминистра обороны подчеркнул, что укрепилась как стратегическая стабильность, так и безопасность Российской Федерации. «Россия и Америка продемонстрировали свою приверженность международным обязательствам в области нераспространения ядерного оружия, которые взяли на себя в рамках соответствующего договора», – резюмировал он.

Анатолий Антонов высказал искреннюю благодарность всем лицам, принявшим участие в судьбе договора. «Благодаря совместной работе властных структур, переговорщиков, парламентариев мы сумели успешно пройти весь ратификационный период. Теперь нам понятны задачи, которые предстоит решить в перспективе», – заключил он.

Что впереди?

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» задал обоим участникам дискуссии вопрос: «Что дальше? Договор ведь – не предел мечтаний. Готовит ли Россия какие-то новые инициативы в сфере разоружения?»

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков так ответил на этот вопрос:

«Сейчас мы вступаем в период начала реализации договора. Есть определенная последовательность шагов, выполнение процедур, предписанных договором, по обмену информацией, по инспекционной деятельности. Среди существенных задач на ближайшее время я бы выделил создание и запуск работы двусторонней консультативной комиссии – органа, который будет заниматься рассмотрением выполнения договора и решением текущих вопросов. Просматривается уже целая серия тем, которые там будут обсуждаться».

Замминистра добавил, что в контексте более широкой повестки дня в сфере контроля над вооружениями и разоружения перед сторонами тоже стоит целый ряд проблем.

«Я бы здесь выделил задачи, связанные с восстановлением жизнеспособности режима контроля над обычными вооружениями в Европе, где мы с американцами ведем определенный двусторонний диалог, – сказал замминистра Сергей Рябков «Голосу Америки». – У нас есть набор вопросов, связанных с укреплением глобальной безопасности по многим направлениям. Это и задачи недопущения размещения оружия в космическом пространстве. Это и вопросы введения в действие договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний, где нам бы хотелось видеть больше активности со стороны государств, от которых по большому счету зависит вступление в силу этого документа. Словом, международная и двусторонняя повестка дня в сфере контроля над вооружениями очень значительна. Но введение в действие и начало работы по новому СНВ – это одна из ключевых задач на сегодня».

Анатолий Антонов, отвечая на вопрос корреспондента «Голоса Америки», сказал: «Вначале остановлюсь на том, что мне посчастливилось работать с госпожой Гетемюллер, моим партнером на переговорах. Я хотел бы сказать самые добрые и хорошие слова в ее адрес, в отношении ее профессионализма и порядочности. Она была довольно частым гостем нашей делегации, и мы могли говорить не только о боеголовках, а просто о жизни. В свою очередь отношения между Россией и США не концентрируются лишь на носителях и тяжелых бомбардировщиках, они гораздо шире и разнообразнее. Это свидетельствует о том, что у нас очень большой потенциал сотрудничества», – считает главный переговорщик по СНВ-3.

Засучив рукава...

Анатолий Антонов отметил, что дальше нужно «начинать выполнять договор».

«Надо начинать верификационную деятельность, обмениваться данными, сокращать стратегические наступательные вооружения и выяснить, что нам удалось, а что, возможно, не удалось, – сказал он. – Наверное, чуть позже мы с нашими коллегами в рамках двусторонней комиссии сядем вместе и посмотрим, что надо подкрутить, а что, наоборот, ослабить».

Российсикй предствитель согласен, что «СНВ-3 – это не предел мечтаний». «Если посмотреть на совместное заявление, подписанное двумя президентами, когда задавались параметры переговоров в отношении договора, вы увидите, что российская сторона настаивала на более низких потолках по носителям. Почему это особенно важно? Боеголовка сама не летает. Почему мы делали акцент именно на этом? Это реальное разоружение. В ходе переговоров по новому договору у нас остался целый пласт проблем. В этом ряду я считаю, что на первом месте стоит взаимосвязь СНВ с ПРО. Будет ли будущий проект по ПРО в Европе совместным, как предложил президент Медведев, или же наши коллеги из США и НАТО не поддержат креативные идеи, которые выдвинул глава России? Это нас беспокоит в первую очередь».

Следует отметить, что, выступая после обмена ратификационными грамотами в Мюнхене, глава МИД РФ Сергей Лавров коснулся и планов США по размещению элементов ПРО в Европе. Министр посетовал на то, что Москва так и не допущена к обсуждению проекта на равных, и пообещал принять ответные меры, если система все же будет создаваться без учета российских пожеланий.

Хиллари Клинтон заявила в Мюнхене, что первый этап размещения противоракетного щита начнется уже в этом году. Отметив, что американская администрация не потерпит никаких препятствий для развития системы ПРО, госсекретарь тем не менее подчеркнула, что Вашингтон готов работать с Москвой по обмену данными и совместному анализу угроз.

О других событиях в мире читайте здесь

Перейти на главную страницу

XS
SM
MD
LG