Линки доступности

Договор об СНВ и комплекс «Патриот»: неявная связь


Договор об СНВ и комплекс «Патриот»: неявная связь
Договор об СНВ и комплекс «Патриот»: неявная связь

В четверг 21 января произошли два взаимосвязанных события. Во-первых, в Москву приехали советник президента США по национальной безопасности Джеймс Джонс и глава Объединенного комитета начальников штабов Майкл Маллен, которые намерены провести переговоры по новому договору о сокращении наступательных вооружений. Во-вторых, польское информационное агентство РАР сообщило, что рядом с российской границей будут установлены американские противоракетные комплексы «Патриот».

Новый договор СНВ предположительно сократит стратегические ядерные арсеналы США и России до уровня 1 500 –1 675 боеголовок. Переговоры по этому договору проходили в Женеве, но в декабре были прерваны по причине новогодних каникул. На прошлой неделе Эллен Таушер, заместитель Госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями, заявила, что стороны практически пришли к согласию. Подобные заявления периодически делали и иные высокопоставленные представители США и России.

Однако новость о размещении комплексов «Патриот» потенциально способна повлиять на ход переговоров. Дело в том, что Россия традиционно пытается увязать новый договор о стратегических наступательных вооружениях с проблемой ПРО, а США доказывают, что это две разные темы, поскольку ПРО никоим образом не угрожает стратегическому потенциалу России. Ранее США постоянно декларировали, что планируемые системы ПРО предназначены для борьбы с ограниченными атаками так называемых государств-изгоев – прежде всего Ирана, который, как считается, активно развивает ракетную и ядерную программы. Неоднократно подчеркивалось, что европейская ПРО ни при каких условиях не способна угрожать стратегическому потенциалу России.

Американские и российские эксперты считают, что размещение комплексов «Патриот» бессмысленно с военной точки зрения, однако имеет важное политическое значение. По мнению независимого эксперта Александра Гольца, военной целесообразности для использования Польшей ракет «Патриот» нет вообще. «Просто Польша таким образом реализует важный элемент своей внешней политики, – объясняет Гольц, – который заключается в том, чтобы постоянно подчеркивать военную угрозу, которая якобы исходит от России».

Анатолий Дьяков, директор Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии утверждает: «С моей точки зрения, эти батареи – совершенно ненужная вещь!». В свою очередь, Вадим Соловьев, главный редактор «Независимого военного обозрения» считает, что эти действия «выглядят провокационно». «Россия не предприняла никаких шагов, которые могли побудить польскую сторону к таким решениям», – поясняет он.

Директор аналитического портала о проблемах международной безопасности GlobalSecurity.org Джон Пайк (John Pike) отмечает: «Администрация Обамы рассматривает развертывание американских зенитно-ракетных комплексов «Патриот» в Польше, как своеобразную компенсацию за решение отказаться от полномасштабной системы ПРО, которую полякам обещал еще Джордж Буш. Изначально поляки говорили, что комплексы «Патриот» нужны им для защиты от возможных воздушных атак России на объекты ПРО. Когда стало очевидно, что подобный сценарий маловероятен, они все равно попросили нас развернуть комплексы «Патриот». Доставка ракет «Патриот» в Польшу имеет под собой скорее политическую подоплеку, нежели реальную военную угрозу, исходящую от России».

Эксперт исследовательского центра Федерация американских ученых (Federation of American Scientists) Ханс Кристенсен (Hans Kristensen) подчеркивает, что это – последняя фаза проекта, начатого несколько лет назад. «И это очень важный момент для Польши, – продолжает эксперт, – поскольку она хочет заручиться конкретной поддержкой со стороны США в рамках североатлантического сотрудничества. Совершенно очевидно, что сам факт присутствия американцев на польской территории их интересует гораздо больше, нежели развертывание каких-то конкретных средств противоракетной обороны».

Размещение комплекс «Патриот» будет проведено в рамках польско-американского соглашения о стратегическом сотрудничестве, подписанного в августе 2008 года. В тексте соглашения было указано: «Размещение в Польше батареи воздушной и ракетной обороны. Мы намерены начать сотрудничество по этому вопросу в следующем (то есть в 2009-м году – «Голос Америки») и расширить его с целью создания к 2012 году гарнизона для поддержки батареи «Патриот».

Различные модификации мобильных зенитно-ракетных комплексов «Патриот» производятся с 1976 года. Они прошли испытания в боевых условиях – впервые их широко использовали во время войны в Персидском заливе 1991 года для защиты от иракских баллистических ракет. Впоследствии США продали такие комплексы нескольким странам, которые применяют их в качестве элемента тактической противоракетной обороны. Согласно сообщению агентства РАР, в Польшу должны быть переброшены комплексы последних двух поколений - Patriot PAC-2 и Patriot PAC-3, дальность действия которых составляет примерно 160 км. Они должны быть размещены на военной базе Моранг, примерно в 100 км к югу от Калининградской области. Вначале в Польшу будут переброшены учебные батареи, а с 2013 года их сменят боевые.

Первая реакция России на эту новость оказалась противоречивой. Сперва РИА «Новости» процитировало анонимный источник в командовании ВМФ России, который заявил, что в ответ Балтийский флот будет усилен высокоточным оружием. Несколькими часами позже это сообщение опровергла пресс-служба Министерства обороны России. Александр Гольц назвал все подобные сообщения «карикатурой на «холодную войну». Вадим Соловьев придерживается иного мнения, считая, что Россия обязательно предпримет какие-то контршаги, чтобы сбалансировать размещение батареи «Патриот» вблизи своей границы. «Очевидно, что российский Генштаб что-то уже продумывает в этом отношении», – полагает он.

Эксперты расходятся во мнениях относительно того, как эта история повлияет на судьбу нового договора по СНВ. По мнению Александра Гольца, судьба договора СНВ зависит не от военных, а от сугубо политических соображений: «В условиях, когда ядерная война между США и Россией невозможна в принципе, договор – удобная площадка для восстановления взаимного доверия. Захочет Россия представить батареи «Патриот», как фактор, серьезно влияющий на баланс сил – она сможет это сделать, и тогда переговоры затруднятся. Не обратит внимания – переговоры будут успешно завершены».

Джон Пайк замечает, что позиция России ему не вполне ясна. «С самого начала нам была непонятна природа негативной реакции со стороны наших российских партнеров касательно американского противоракетного щита в Центральной Европе, – говорит он. – Владимир Путин вообще перенес нас во времена «холодной войны», сказав недавно, что не любит все американские системы ПРО в целом, включая, как я полагаю, и «Патриот». Я даже боюсь предположить, когда будет подписано соглашение по СНВ, потому что абсолютно неясно, каково отношение России к американским планам создания противоракетной обороны».

Анатолий Дьяков считает: «Вряд ли это повлияет на переговоры по СНВ, но на российско-польские отношения, без сомнения, окажет влияние». Ханс Кристенсен также думает, что на переговоры эти действия США и Польши не повлияют, поскольку возможности «Патриота» намного меньше, чем у противоракетных комплексов, которые планировала установить в Польше администрация Джорджа Буша. Однако он далек от оптимизма: «Я уже давно перестал делать различные прогнозы о том, когда же будет подписан этот договор, потому что всякий раз, когда мы слышим какие-то обещания о том, что он близок к подписанию, эту процедуру снова откладывают на неопределенный срок».

В свою очередь, Дмитрий Тренин, директор Московского Центра Карнеги, выразил уверенность в том, что договор о СНВ будет подписан в ближайшие месяцы или даже недели. Однако, считает он, это будет последний из договоров о сокращении ядерных вооружений, к которому согласится присоединиться Россия. По его словам, Россия не будет проводить более глубоких сокращений своих ядерных арсеналов до тех пор, пока она не нарастит мощь своих конвенционных вооруженных сил.

  • 16x9 Image

    Алекс Григорьев

    Алекс Григорьев специализируется на освещении вопросов международных отношений, обороны и безопасности, разведки, терроризма, ядерной тематики.

  • 16x9 Image

    Игорь Тихоненко

    Телевизионный журналист-международник, ведущий ТВ программ и продюсер. Интересуется темами международной и американской политики, науки, космоса и спорта. На «Голосе Америки» – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG