Линки доступности

Санкт-Петербург: выборы без реального выбора


Политические комментаторы называют причины, по которым выборы главы исполнительной власти Санкт-Петербурга не могут считаться честными и конкурентными

В результате губернаторских выборов в Санкт-Петербурге 8 сентября предсказуемую победу одержал временно исполняющий обязанности главы города Александр Беглов.

На последнем этапе избирательной кампании у него остались всего два соперника, причем оба – депутаты городского Законодательного собрания Санкт-Петербурга Надежда Тихонова («Справедливая Россия») и Михаил Амосов («Яблоко») – не являлись самыми сильными оппозиционными политиками. К тому же Амосов, состоящий во фракции «Яблоко» в городском Заксобрании, в прошлом году прокинул ряды одноименной партии, и в губернаторы его выдвинула прокремлевская «Гражданская платформа». Поэтому большинство городских «яблочников» отказались поддерживать своего бывшего лидера и на губернаторских выборах призывали портить бюллетени.

Примерно через полтора часа после закрытия участков для голосования появились первые результаты, полученные на основе обработки одной десятой процента бюллетеней. Согласно этим данным Беглов получал 83,61% голосов в свою поддержку. А опубликованные практически одновременно данные одного из экзит-полов сулили ему всего 56%.

Утром в понедельник появились уже более-менее реальные данные. После обработки 99,26 % голосов выяснилось, что при тридцатипроцентной явке врио губернатора набрал 64,46% голосов петербургских избирателей, Надежда Тихонова – 16,85%, а Михаил Амосов – 16,01% голосов.

«Худшие опасения не только подтвердились, но даже были превзойдены»

Одновременно в соцсетях появились сообщения о нарушениях процедуры подсчета голосов. Например, член участковой избирательной комиссии 1329 с правом решающего голоса пишет: «в системе видеонаблюдения наш участок шёл не под номером 1329, а под номером 1334 и желающим обратится в суд видео не поможет.

Во-вторых, я очень удивлена колоссальным расхождением в результатах: увеличили количество бюллетеней извлечённых из урны и проголосовавших на дому, а потом это количество приписали Беглову.

В ГАС выборы в отличие от того протокола, который я подписала у Амосова 140 голосов вместо 104, у Тихоновой 92 вместо 87, а у Беглова 699 вместо 291. Я всех поздравляю с "честными выборами"!».

Характеризуя ситуацию, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге сказал вечером 8 сентября во время своей пресс-конференции: «худшие опасения не только подтвердились, но даже были превзойдены в ходе избирательной кампании». Затем, упомянув многочисленные случаи лишения регистрации кандидатов на муниципальных выборах, Шишлов подытожил: «конечно, это нарушает пассивное избирательное право, и, в конечном счете, лишает нас как избирателей реального выбора».

Аналогичная ситуация складывалась, по словам петербургского омбудсмена, и в ходе губернаторской кампании: «И в результате мы пришли к ситуации, когда в избирательном бюллетене на губернаторских выборах не было кандидатов от четырех из шести петербургских парламентских партий. И тем самым легитимность губернаторских выборов была подорвана».

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» записала комментарии петербургских политологов к завершившейся губернаторской кампании.

«Сейчас механизмы обеспечения качества отключены, и поэтому результат получается так себе»

Декан юридического факультета Северо-Западного института управления РАНХиГС Сергей Цыпляев упомянул, что к губернаторским выборам были допущены только те кандидаты, которые прошли муниципальный фильтр, то есть представили подписи не менее 5% всех муниципальных депутатов города в свою поддержку. «Ясно, что в результате были подобраны удобные спарринг-партнеры, и это уже происходит не в первый раз. С самого начала было ясно, что муниципальный фильтр – решающее препятствие, и поэтому серьезные люди в этом мероприятии просто не участвовали», – заметил эксперт в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Сергей Цыпляев
Сергей Цыпляев

В силу этого, по мнению Цыпляева, назвать прошедшие выборы честными и конкурентными достаточно тяжело. «И как следствие этого, выборы осуществили формальную функцию: определили, кто будет исполнять работу губернатора. Но они не выполнили функцию публичного института, поскольку нормальным образом выборы – это дискуссия по определению политической повестки, это поиск согласия в обществе: каковы приоритеты и чем будем заниматься», – поясняет эксперт и добавляет, что ничего похожего завершившаяся кампания не включала.

Декан юрфака РАНХиГС напомнил также, что в Санкт-Петербурге традиционно не менее 30% избирателей поддерживают действующую власть. «Эти люди пришли на выборы, и в таких тепличных условиях, когда в результате отсева муниципальным фильтром соперники основного кандидата выглядят фигурами, внушающими еще меньшее доверие, выиграть выборы можно. Но в результате, если вы не проходите цепь отбора, начиная с муниципалитетов, потом в губернаторы и так до президента, постепенно у вас элита вырождается. Потому что в этих соревнованиях отбираются наиболее сильные, способные, вызывающие доверие, и это обеспечивает качество политиков. Сейчас механизмы обеспечения качества отключены, и поэтому нечего удивляться, что результат получается так себе», – резюмирует Сергей Цыпляев.

«Разрыв между реальным уровнем поддержки и тем, что было написано в протоколах – примерно, в полтора раза»

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и университета Хельсинки Владимир Гельман начал с того, что применительно к прошедшим губернаторским выборам более чем уместен термин «так называемые».

Владимир Гельман
Владимир Гельман

«Свидетельство о всевозможных нарушениях и фальсификациях – огромное количество, даже по меркам того, что происходит в других регионах России. Там тоже много злоупотреблений, но Петербург в этот раз оказался лидером», – сказал Гельман, и добавил, что вбросы, фальшивые наблюдатели от штаба главного претендента и манипуляции с явкой, это – «плата за достижение требовавшегося любой ценой результата».

Политолог считает, что, судя по результатам, Александру Беглову удалось выполнить поставленное в Кремле условие, но неприятие его как губернатора у горожан будет очень сильным. Владимир Гельман также упомянул о социологическом опросе, проводившемся группой «Открытое мнение», где говорилось о том, что реальный уровень поддержки Беглова колебался в районе сорока процентов с небольшим. «Если ориентироваться на это, то можно сказать, что разрыв между реальным уровнем поддержки и тем, что было написано в протоколах – примерно, в полтора раза», – констатирует эксперт.

«В основном, Беглов запомнился своими курьезными фразами»

Руководитель Центра исследования модернизаций при Европейском университете Санкт-Петербурга Дмитрий Травин сделал краткий обзор одиннадцатимесячной деятельности Беглова в статусе временно исполняющего обязанности градоначальника. «Мне запомнилось, что он плохо убирал снег, но я не склонен за это особо ругать именно Беглова – при Матвиенко тоже со снегом было плохо, а при Полтавченко было лучше, но просто потому, что снег не выпадал в таком количестве», – заметил Травин в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки». И пошутил, что Полтавченко, известный своей показной набожностью, должно быть, молился о том, чтобы снега выпадало поменьше, а Валентина Матвиенко и Александр Беглов в «небесную канцелярию», очевидно, не обращались.

Дмитрий Травин
Дмитрий Травин

«В основном, Беглов запомнился своими курьезными фразами (“активнутые и противные горожане”, “здравствуйте, дяденьки и тетеньки” и другими – А.П.), и все стали ожидать очередных выступлений Беглова, думая, что он еще скажет веселого и как еще запутается в своих речах? А так больше ничего особенного не происходило. Даже станции метро, которые уже десять раз обещали открыть, до сих пор не открыли», – продолжил Дмитрий Травин.

Упомянутый эпизод с метро произошел за три дня до губернаторских выборов. Рано утром у новых станций, которые должны были открыться, собрались петербуржцы. К одной из станций подъехал тогда еще временно исполнявший обязанности губернатора, поблагодарил метростроителей за хорошо сделанную работу, после чего сказал, что в целях повышения безопасности, новые станции метро продолжат эксплуатацию в тестовом режиме, то есть – без пассажиров. После чего уехал в Смольный. Но даже эта накладка не помешала ему избраться с четырехкратным преимуществом перед ближайшим конкурентом.

Александр Беглов – пятый избранный петербуржцами градоначальник и четвертый после большого перерыва губернатор (Анатолий Собчак был мэром). Кстати, с Владимира Яковлева началась тенденция, продолженная и Валентиной Матвиенко и Георгием Полтавченко: губернатор после избрания спокойно досиживает первый срок, переизбирается, но до конца второго срока дело не доходит – указом президента РФ его переводят на другую работу. О том, что может ожидать в будущем Александра Беглова, собеседник «Голоса Америки» затруднился сказать. «Не думаю, что есть закономерность в том, что на втором сроке губернатора снимают, в принципе Путин может снять губернатора в любой момент, если он недоволен его деятельностью, либо если хочет перевести его на какую-то другую работу. И я ничего не готов предсказывать относительно судьбы Беглова», – заключил Дмитрий Травин.

XS
SM
MD
LG