Линки доступности

XXII ПМЭФ закончен, стагнация продолжается


Владимир Путин и Кристин Лагард
Владимир Путин и Кристин Лагард

Российские эксперты объясняют, почему завершившийся в Санкт-Петербурге очередной экономический форум не принесет ощутимых результатов

В субботу в петербургском конгрессно-выставочном центре EXPOFORUM завершился XXII международный экономический форум (ПМЭФ). Сам комплекс был построен два с половиной года назад, и его расположение – промышленная зона «Шушары», неподалеку от резиденции Владимира Путина «Константиновский дворец», подчеркивает особую значимость, которую придают проводимым здесь мероприятиям федеральные власти.

Одной из главных тем завершившегося форума стала «цифровизация» (или, на западный манер – «дигитализация») российской повседневности. В своем послании к Федеральному собранию от 1 марта этого года Путин отметил: «Цифровизация всей системы станет эффективным инструментом для противодействия коррупции. Госслужащие и управленцы должны быть нацелены на результат».

Пока же результатом стало то, что термин «цифровизация» в тех или иных сочетаниях фигурировал в названиях большинства мероприятий, проходивших под крышей «Экспофорума» с 24 по 26 мая. Достаточно сказать, что утром первого дня ПМЭФ прошла панельная сессия «Цифровизация – двигатель роста и инклюзивного развития», а третий, заключительный день начался деловым завтраком «Цифровая трансформация бизнеса: международный опыт и российская практика».

«Цифровизация произойдет независимо от того, будет ли в ней участвовать Россия»

Говорить о том, к каким результатам приведет попытка выполнения одного из положения президентского послания российскому парламенту, пока рано. Поэтому корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила прокомментировать новый для большинства россиян термин кандидата экономических наук, доцента кафедры европейских исследований СПбГУ Дмитрия Евстафьева.

На вопрос, какими видятся ему перспективы цифровизации в России, эксперт ответил: «На самом деле, это такая область, изменения в которой происходят очень быстро, поэтому даже если сегодня мы не готовы, то столкнувшись с ней в самом близком будущем, нам придется быть готовыми.

Даже было создано новое министерство, в названии которого фигурирует слово “цифровизация”, ставшее очень модным. Я все пробую это слово на вкус: «цифро-визация», и думаю, нравится мне это ставшее модным слово, или нет? Пожалуй, нравится. Ведь цифровизация связана с изменением среды, в которой все мы живем, и она произойдет вне зависимости от того, будет в ней участвовать Россия, или не будет.

Это случится независимо от воли политических лидеров или состояния экономики. Если мы не сможем самостоятельно предложить какие-то решения и ответы на вопросы, которые сегодня ставятся мировым рынком, то мы сможем позаимствовать их у тех пионеров цифровизации, которые нашли приемлемые формы.

Например, у Эстонии, у Индии, у Японии, у Соединенных Штатов Америки. Что же касается России, то здесь речь идет, в первую очередь о молодом поколении, и я думаю, что оно, скорее готово к этим глобальным процессам, насколько я могу судить из общения с моими студентами», - отметил Дмитрий Евстафьев.

На форуме были те, кто «вляпался» в Россию

Помимо цифровизации большое внимание на XXII ПМЭФ было уделено проблемам экономических санкций, введенных против России после аннексии Крыма. А также дальнейшим перспективам сотрудничества российского ТЭК с зарубежными партнерами. Этому были посвящены бизнес-диалоги России с рядом развитых и развивающихся стран.

По мнению некоторых наблюдателей, о том, что российское руководство придает огромное значение контактам с западными лидерами, говорит и тот факт, что Владимир Путин едва ли не впервые прибыл на пленарное заседание с участием высоких зарубежных гостей без опоздания.

Профессор Высшей школы экономики, директор института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев считает, что если бы можно было судить об успехе ПМЭФ только по этому факту, то форуму можно было бы поставить оценку «отлично».

«Но мы оцениваем и по тому, что было сказано на форуме, и по тому, что может быть сделано, насколько серьезен настрой у иностранных инвесторов – участников форума», - заметил Николаев в своем комментарии для «Голоса Америки».

И продолжил: «У меня сложилось впечатление, что иностранные гости присутствовали здесь, потому что им важно было понять, что, собственно, происходит в России? Потому что они вошли в Россию, а теперь не знают, что делать со своими инвестициями. Что называется, “вляпались”.

И что им теперь делать? Кто-то инвестировал миллионы, кто-то десятки и сотни миллионов, а кто-то и миллиарды, и они не хотят, чтобы эти деньги пропали. То есть, получается, что им и работать дальше здесь нельзя, и не работать – тоже невозможно. Потому что слишком много сложено средств.

Новых людей на форуме было мало, они, как правило, не идут в Россию. А старые просто вынуждены присутствовать. И, к сожалению, реальность такова», - констатировал Игорь Николаев. И резюмировал, что ход форума, был, по его словам, «рутинным и ожидаемым, ничего выдающегося не произошло».

«Результаты в российской экономике по-прежнему неутешительны»

С мнением Игоря Николаева, в целом, согласен еще один собеседник «Голоса Америки» - руководитель Центра исследования модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.

Отметив, что среди участников ПМЭФ практически не осталось экспертов-экономистов либерального склада, Травин объясняет это тем, что форум стал просто неинтересен. «Конечно, прокомментировать то, что там происходило, можно всегда, потому что он настолько мало значим, что основные события там происходящие, становятся известны и без личного присутствия».

Эксперт поясняет, что в павильонах Экспофорума не происходит ничего такого, что заставляло бы почувствовать атмосферу ПМЭФ, находясь внутри него. «Мероприятие формально, все прекрасно понимают, что не бывает успешных экономических форумов в стране, находящейся в длительном экономическом застое и не собирающейся из него выходить», - считает Дмитрий Травин. И добавляет, что единственное, что может привлечь внимание к Петербургскому международному экономическому форуму, это – курьезы.

Устроители же форума, считают, что внимание к ПМЭФ могут привлечь известные, или, по крайней мере, экзотические фигуры из мира шоу-бизнеса, а также политические лидеры ведущих стран мира. В частности, на этом форуме присутствовали индийский философ-мистик Садхгуру и швейцарский киноактер Венсан Перес, известный по фильмам Антониони, Вендерса, Кравчика, Лунгина и других знаменитых режиссеров.

А из политических «ВИПов» в пленарном заседании участвовали президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Японии Синдзо Абэ.

Синдзо Абэ
Синдзо Абэ

«Что касается киноактеров, то, наверно, им лучше присутствовать на каком-нибудь международном фестивале, скажем, московском. А к экономическому форуму они вряд ли имеют большое отношение», - считает собеседник «Голоса Америки».

Что же касается приезда на экономический форум Эммануэля Макрона, то, по мнению Дмитрия Травина, это свидетельство того, что у Путина есть серьезные проблемы по части политического общения со своими «зарубежными коллегами».

Эммануэль Макрон
Эммануэль Макрон

«На экономическом форуме должны присутствовать крупные бизнесмены и ученые, которые будут обсуждать, как следует развиваться экономике и какое место может занять Россия в мировом рыночном хозяйстве. А так – поскольку много говорится о политической изоляции Путина – он показал всем Макрона, и это стало основной темой форума.Что к нам кто-то еще ездит. А если говорить об экономике, то здесь всегда заключаются какие-то контракты, и не так важно, заключены ли они во время трех дней петербургского форума, или они были заключены в течение года в каких-то других местах.

Важны результаты. А результаты в российской экономике по-прежнему неутешительны, и самое печальное то, что Россия по-прежнему не стремится активизировать свое участие в мировом хозяйстве. А ведь это именно то, для чего этот форум создавался еще во второй половине 90-х годов. Но этого не происходит, поэтому форум неинтересен», - объясняет руководитель Центра исследования модернизации.

И заключает: «Вот, очередной форум закончился, но мы по-прежнему уверены в том, что и по итогам этого года Россия будет иметь очень маленькие темпы экономического роста. И никаких серьезных прорывов в сотрудничестве с зарубежными странами не ожидается».

XS
SM
MD
LG